Россия смешивает коктейли. Слабоалкогольные коктейли и пиво вытесняют водку с традиционного российского рынкаВ России стали пить меньше водки. Заменой крепкому напитку стали не качественные вина, а пиво и слабоалкогольные коктейли. На продажах вина, как и на продажах водки, негативно отразились действия властей по обеспечению государственного контроля российского алкоголя. По прогнозам экспертов, продажи вина в будущем всё же вырастут, а производители водки должны готовиться к снижению спроса на свою продукцию. В России продолжается рост продаж слабоалкогольных коктейлей, констатирует британская исследовательская компания Euromonitor в исследовании, посвященном состоянию российского рынка алкоголя. «Участники алкогольного рынка давно констатируют - водка перестает быть незаменимой» Эта тенденция на отечественном рынке не нова. Кроме того, она соответствует состоянию дел и в остальном мире: финансовые показатели производителей FAB (Flavoured alcoholic beverages – ароматизированный алкогольный напиток) растут на фоне активного спроса на коктейли. Но в России эта ситуация кажется необычной, поскольку традиционным для страны алкогольным напитком всегда считалась водка. Несмотря на это, по данным Euromonitor, продажи водки в России снижаются и продолжат снижаться в дальнейшем. По итогам 2006 года объемы продажи водки сократились на 3,9% до 175,6 млн дал (в денежном выражении выросли на 11,2% до 11,3 млрд долларов). Всего же с 2000 года показатель упал на 15%. Эксперты Euromonitor прогнозирует, что продажи водки в России будут ежегодно сокращаться на 3,9–4,9% и по итогам 2011 года составят порядка 140,5 млн дал (снижение на 20%). Участники рынка давно констатируют, что водка перестает быть незаменимой. Адекватной заменой крепкому алкоголю всегда считались вина. Но динамика спроса на алкогольные напитки демонстрирует, что потребление вина в России в 2006 году также сократилось. Продажи вин снизились на 7,5% до 102,5 млн дал (в денежном выражении рост на 2,2% до 7,4 млрд долларов). На продажах вина, как и на продажах водки, негативно отразились действия властей по обеспечению государственного контроля российского алкоголя. Введение системы ЕГАИС и запрет на ввоз грузинских и молдавских вин шокировали рынок. Вина из Южной Африки, Аргентины и Чили не смогли полностью заменить напитки из Молдавии и Грузии. Впрочем, по расчетам Euromonitor, вино восстановит свои позиции на рынке: к 2011 году продажи вина вырастут на 38% до 141,3 млн дал (в денежном выражении на 75% – до 13 млрд долларов). Лучше всего на российском рынке себя чувствуют производители слабоалкогольных коктейлей и пива. Продажи коктейлей за предыдущий год выросли на 17% до 54,7 млн дал (в денежном выражении на 33,8% до 1,8 млрд долларов), а пива – на 10,4% в натуральном выражении до 968 млн дал (в денежном – на 22% до 16,4 млрд долларов). Эксперты уверены, что через пять лет продажи пива в России вырастут на 24,3% до 1,2 млрд дал в натуральном выражении (в денежном – на 62,6% до 26,7 млрд долларов), а коктейлей – на 30% до 71 млн дал (на 72% до 3,1 млрд долларов). Законодательный запрет рекламы пива на телевидении в дневное время и утверждение штрафов за распитие на улице не оказали заметного влияния на динамику потребления. Объединить потребителей пива и коктейлей в одну группу и заработать на их пристрастиях производителям алкогольных напитков не удалось. Разработки коктейлей на основе пива в России не прижились, и их производство было свернуто еще в 2005 году. // Михаил ЗолотаревВзгляд |