17.01.2007

"36,6" скупает по всей России. Компания получила контроль еще над 88 аптеками

Вчера аптечная сеть "36,6" объявила о покупке сразу восьми региональных сетей на Урале, в Сибири, Поволжье и юге России. Все сделки были закрыты в четвертом квартале 2006 года. Под контроль компании перешло 88 аптек, а общее количество точек в сети увеличилось до 900. За последний год "36,6" и вторая по величине аптечная сеть "Ригла" увеличили охват сети почти на 90% каждая, резко оторвавшись от ближайших конкурентов. "36,6" заключила соглашение о приобретении и совместном управлении уральской аптечной сетью "Атолл-Фарм", включающей 38 аптек в Екатеринбурге и пять аптек в Тюмени. По условиям сделки "36,6" приобрела права аренды на аптеки сети, недвижимость "Атолл-Фарм" осталась у прежних собственников, в числе которых участники рынка называют известных екатеринбургских предпринимателей Вадима и Энвера Менаджиевых, а также менеджмент сети. Вместе с аптеками "36,6" приобрела у "Атолл-Фарм" права аренды аптечного склада в Екатеринбурге, который войдет в будущую собственную логистическую сеть компании на Урале. Помимо "Атолл-Фарм" "36,6" в конце прошлого года сделала еще несколько покупок: шесть аптек самарской сети "ИнтерЛек", десять аптек сети "Мегг" в Сочи, две краснодарские сети – "Новая аптека – Спасатель" и "Спас" (пять и девять аптек в каждой), три аптеки волгоградской сети "Вербена", пять аптек сети "Псковская" в Астрахани, а также семь аптек сети СТПК в Новосибирске. Совокупно "36,6" приобрела в семи регионах 88 аптек, пять из которых вместе с недвижимостью. Суммарный оборот всех приобретенных аптек по итогам 2006 года в "36,6" оценивают в $42 млн. Средняя площадь приобретенных аптек – 56-100 кв. м. В "Атолле", "Вербене" и "ИнтерЛеке" Ъ вчера подтвердили факты сделок. С представителями остальных сетей вчера связаться не удалось. Гендиректор маркетинговой компании DSM Group Александр Кузин оценивает общую сумму сделок в $25 млн. Исполнительный директор "36,6" Антон Парканский говорит, что в 2007 году компания намерена продолжить приобретения региональных сетей, однако к 2008 году намерена снизить количество приобретений, сосредоточившись на органическом росте.

ОАО "Аптечная сеть '36,6'" занимает первое место на российском розничном фармрынке, управляет примерно 900 аптеками. Около 70% акций принадлежат Сергею Кривошееву и Артему Бектемирову, 30% обращаются на ММВБ и РТС. Консолидированные продажи за девять месяцев 2006 года – $346,9 млн. Консолидированная чистая прибыль – $41,5 млн. Капитализация на вчерашний вечер – $432,8 млн.

За последний год "36,6" приобрела около 250 аптек и самостоятельно открыла около 150. Это позволило сети резко увеличить число розничных точек: по данным ЦМИ "Фармэксперт", в 2006 году "36,6" выросла на 89,8%. Сопоставимыми темпами сеть росла и в 2005 году – количество ее магазинов увеличилось на 75,9%. Такие быстрые темпы роста на рынке выдерживает лишь одна крупная сеть – "Ригла", входящая в один холдинг с крупнейшим фармдистрибутором "Протек". В 2005-2006 годах "Ригла" выросла на 73,3% и 88,4% (без учета покупки акционерами "Риглы" сети "О3" в декабре 2006 года) соответственно. Остальные аптечные сети растут куда медленнее. Так, третий по величине игрок на рынке – сеть "Фармакор", которая не делала значительных приобретений, в 2005 году увеличила количество магазинов на 16,7%, а по итогам девяти месяцев 2006 года – лишь на 7,7%. Впрочем, пока "36,6" и "Ригла" суммарно занимают не более 10% розничного фармрынка, говорит Александр Кузин. Он уверен, что крупнейшие ритейлеры смогут активно скупать региональных игроков в течение ближайших двух-трех лет. "На рынке еще есть интересные игроки, покупка которых может позволить качественно увеличить оборот крупных сетей",– согласна гендиректор "Риглы" Ольга Шелудченко.

ДМИТРИЙ Ъ-КРЯЖЕВ; ТАТЬЯНА Ъ-ШУШАКОВА, Екатеринбург

КоммерсантЪ