17.01.2007

У россиян нет свободных денег. Cтрасть к приобретательству в этом году будет только увеличивать

За прошедший год, согласно данным ВЦИОМ, население предпочитало тратить деньги, а не копить, попутно занимая у банков недостающее. Скорее всего, страсть к приобретательству в этом году будет только увеличиваться.

Банкиры могут радоваться: по результатам исследования Агентства по страхованию вкладов (АСВ) и Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), число людей, вступающих в различные отношения с банками, за прошедший год увеличилось. Число россиян, пользующихся хотя бы одной банковской услугой, выросло до 63% по сравнению с 57% в 2005 году. Самой популярной банковской услугой по-прежнему является вклад – ей воспользовались 33% клиентов.

Сегодняшний среднестатистический вкладчик – человек в возрасте от 45 лет, с доходом от 3 тыс. руб. в месяц. Как правило, это специалист с высшим образованием или квалифицированный рабочий, зачастую – пенсионер.

Популярности вкладов способствует введение системы их страхования – по данным исследования, она повлияла на действия и намерения 15% россиян. 3% опрошенных заявили, что собираются открыть новый вклад в банке, 2% уже увеличили существующие вклады, и еще 8% хотели бы это сделать, но пока не имеют достаточно денег. Доля россиян, оценивающих настоящее время как благоприятное для накоплений, выросла на 9%. Заметнее повлияло на вкладчиков повышение страхового возмещения по вкладам до 190 тыс. руб. После этого решения 9% опрошенных увеличили свои вклады в банках, 3% открыли еще один вклад, а 6% открыли вклад впервые.

«Основными факторами поведения населения в прошлом году можно назвать рост доходов и потребительский бум», – отметил заместитель гендиректора АСВ Андрей Мельников. С одной стороны, рост доходов позволяет большему числу граждан откладывать деньги, в том числе в банковские вклады. Это позволяет банкирам надеяться на рост числа вкладчиков и сумм размещенных депозитов. Но, с другой стороны, повышение доходов стимулирует россиян больше тратить прямо сейчас. Поэтому россияне провели весь прошедший год, покупая все – от бытовой техники до недвижимости. Об этом красноречиво свидетельствуют цифры – в прошлом году, несмотря на рост доходов, число россиян, имеющих, по их мнению, свободные средства после всех ежемесячных расходов, сократилось на 28% – с 42% в 2005 году до 14% в 2006 году. Кроме того, наблюдается «провал» доли вкладчиков в наиболее трудоспособной и обеспеченной возрастной группе от 35 до 44 лет – таких всего 24% (для сравнения, доля людей за 60, имеющих вклады в банках, составляет максимальные 39%). Впрочем, банкиры не остались в убытке – помимо свободных средств, россияне активно тратили заемные деньги.

Например, за год популярность кредитных карт выросла вдвое – если в 2005 году кредитку имели 3,8% населения, в 2006 году таких было уже 7%. «Сейчас общество на распутье – какую модель выбрать – американскую «жизнь в кредит» или европейскую стратегию накопления на необходимые покупки. На рынке одинаково сильны и факторы, стимулирующие рост накоплений, и те, что побуждают тратить деньги сейчас, не откладывая удовлетворение потребностей», – говорит Мельников. Он предположил, что пока привычка жить в кредит у россиян не успела сформироваться.

Однако банкиры надеются, что в ближайшее время потребности победят бережливость. «Объемы кредитов, на мой взгляд, будут в ближайшие годы расти опережающими темпами, главным образом за счет ипотеки», – говорит начальник управления разработки кредитных продуктов Промсвязьбанка Сергей Кризько. Он добавил, что люди, которые накапливают средства с помощью депозитов, не всегда те же, что пользуются кредитами. «Сейчас ситуация в стране неплохая – у людей появились некоторые накопления, но их объемы пока не настолько велики, чтобы среднестатистическая семья могла себе позволить совершать крупные покупки без привлечения кредита», – говорит Кризько. Вклады, по его словам, наряду с другими видами сбережений, продолжат рост, независимо от увеличения объемов кредитования. При этом по темпам роста депозиты будут уступать вложениям в ПИФы и ОФБУ (Общие фонды банковского управления), которые вкладывают средства в фондовый рынок и приносят гораздо больше дохода, чем обычные вклады. Но у вкладов в любом случае останется своя более консервативная аудитория, представленная в основном людьми старшего поколения, не склонными к риску.// Елена Хуторных

Газета.RU