17.01.2007

Телефоны подорожали навсегда. Компания «Евросеть» опубликовала отчет о состоянии российского рынка мобильных телефонов за 2006 год



Получилось, что телефоны в России подорожали, а лидером рынка во втором полугодии стал Samsung. Правда, с подсчетами крупнейшего российского ритейлера согласны не все.

По различным данным компании «Евросеть» принадлежит от 33% до 40% российского рынка сбыта сотовых телефонов. По собственным оценкам – 41%. Оборот компании в 2006 году – $4,62 млрд.

Доля России в объеме мировых продаж, согласно этому отчету, составила всего 3%. Несмотря на это, крупные производители телефонов, такие как Samsung, заявляют о приоритетности для них российского рынка.

Здесь нет никакого противоречия, считает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. По его мнению, российский рынок, конечно, проигрывает по объему африканскому или европейскому рынку в целом, однако на уровне стран российский рынок – один из крупнейших в мире.

Авторы отчета выделяют несколько важных тенденций российского рынка. Главная из них, пожалуй, в том, что из года в год потребители тратят на мобильные телефоны все больше, а общее количество купленных телефонов уменьшается.

Так, в 2006 году на российском рынке было продано 29,27 млн сотовых телефонов, что на 14% меньше, чем в 2005 году, а сумма доходов от продаж выросла по сравнению с 2005 годом на 3%, до $5,65 млрд. Соответственно выросла и средняя розничная цена сотового телефона, составив $193, – на 18% больше, чем в 2005 году. Как рассказал «Газете.Ru» аналитик iKS Consulting Максим Савватин, повышение средней стоимости телефонов связано с ростом доходов российского потребителя и с повышением интереса к новым функциям «трубок». Также, по его словам, многие (около 30% абонентов, уточняет отчет «Евросети») купили в 2006 году новые телефоны на замену старым – в таких случаях обычно выбираются более дорогие телефоны.

Еще одна тенденция, отмеченная в отчете, – рост интереса к покупке мобильных телефонов в кредит: в 2006 году в кредит было продано 5,3 млн. сотовых на общую сумму $1,38 млрд. При этом средняя цена одного аппарата, купленного в кредит, составила $263, что на $93 выше средней цены аппарата, купленного без использования кредита.

Это связано с ростом распространенности самой услуги потребительского кредитования. Однако, как рассказывает Эльдар Муртазин, будущее кредитов на покупку телефона весьма неопределенно – по данным аналитика, процент мошенничества по кредитам на покупку телефонов в среднем по России составляет около 40%. В ряде регионов страны, в частности в Свердловской области, выдача кредитов на мобильные телефоны была и вовсе прекращена из-за невыплат по более чем 70% кредитов. «Многие люди, особенно молодые, берут кредиты на новые телефоны, изначально не собираясь их возвращать», – констатирует аналитик.

Также «Евросеть» не могла не упомянуть о своей главной претензии к сотовым операторам – о соотношении числа реальных абонентов и количества проданных SIM-карт. По данным компании, количество реальных абонентов в 2006 году составило всего около 70 млн человек, а количество SIM-карт – 153 млн. Причем число приобретаемых SIM-карт растет быстрее количества реальных абонентов – так, за год реальных абонентов стало больше на 8,4 млн человек (70 млн. вместо 61,6 млн в прошлом году), а количество SIM-карт увеличилось на 27 млн (с 126 млн до 153 млн).

Приводятся в отчете «Евросети» и данные о популярности различных производителей мобильных телефонов на российском рынке: здесь по-прежнему вне конкуренции Nokia и Samsung. Доля этих двух компаний в сумме составляет 47%, то есть почти половину всего объема продаж мобильных телефонов в России. В начале года явным лидером продаж в России были телефоны Nokia, а во втором полугодии вперед вышел Samsung, в целом за год занявший второе место. Правда, здесь стоит напомнить, что в 2006 сама «Евросеть» практически перестала продавать телефоны Nokia, а трубки Samsung – напротив, стала агрессивно продвигать. Именно в изменении своей политики компания видит причину смены лидера на рынке в последние 6 месяцев.

Между тем с оценками популярности производителей мобильных телефонов в России не согласны в руководстве другой розничной сети, компании Dixis. По словам Алексея Чуйкина, генерального директора группы компаний Dixis, в их сети лидирующие позиции занимают именно телефоны Nokia. «Объясняется это многими причинами, в том числе и наличием в сети нескольких монобрендовых салонов Nokia», – заявляет Чуйкин. Однако и в компании также признают, что в IV квартале 2006 года разрыв на российском рынке между Nokia и Samsung несколько сократился.

«Евросеть» также отмечает в своем отчете консолидацию российского сотового ритейла. По данным компании, доля пяти крупнейших ритейлеров на розничном рынке продаж сотовых телефонов на конец 2006 года составила 78% против 56% в январе того же года. В пятерку ритейлеров кроме «Евросети» входят также «Связной», Dixis, «Цифроград» и «Беталинк». Однако независимое аналитическое агентство MForum Analytics в конце 2006 года опубликовало другие данные, по которым, совместная доля первой пятерки ритейлеров («Евросеть», «Связной», «Цифроград», Dixis и Divizion) на рынке составляла всего 55%.

Тимур Мухаматулин

Газета.RU