Будущее Москвы. Через 10 лет Москва превратится в офисный город, в котором снизится преступность, а пробки перестанут зависеть от времени сутокВ ближайшие 10 лет жилье в Москве станет доступнее, в центре города пропадет преступность, а дороги окончательно превратятся в одну большую пробку. Об этом заявляют специалисты из Академии прогнозирования, которые изучили опыт развития крупнейших мегаполисов мира и составили приблизительную картину будущего столицы России. Из хороших новостей, кроме снижения порога преступности, футурологи предполагают ускорение общественного транспорта и массовую работу на дому. Спасти город от пробок помогут выделенные участки трассы для общественного транспорта и массированное развитие IT-технологий.
Исход из центра в Подмосковье Итоги работы группы специалистов озвучил директор Академии прогнозирования Александр Агеев. По его словам, отечественный автопром ждут тяжелые времена – через пять лет кредит на приличную иномарку можно будет оформить с одной средней зарплаты, а через два года после выпуска автомобили будут падать в цене почти вдвое. Совокупность этих причин приведет к двум последствиям: москвичи смогут позволить себе избавиться от синдрома «жигулевской спины» и ездить на более комфортных импортных автомобилях, но вот проехать куда-либо в городе станет невозможно. Коллапс уличного движения в столице настанет после того, как общее количество автомобилей превысит отметку в 4,5 млн автомобилей. На сегодняшний день в Москве около 3 млн автомобилей (речь идет только о зарегистрированных транспортных средствах), а одновременно на улицах перемещается не больше 15% от общего числа, то есть около 250 тыс. машин. Когда в эти 15% будут укладываться приблизительно 300 тыс. автомобилей, движение в городе станет напоминать одну сплошную пробку. По прогнозам специалистов, это произойдет к 2012 году.
Из центра города уедут последние жители – слишком высока будет цена квартплаты, считают футурологи, и жилой фонд частью распределится под элитное жилье, частью превратится в дополнительные офисные помещения. При этом центр города как среда обитания окончательно потеряет привлекательность и популярными станут групповые малоэтажные дома и таунхаусы в ближайшем Подмосковье. В этих «группах» будет все необходимое: больница, банк, школа, магазины, развлекательные комплексы. Но менеджерам высшего звена жизнь в зеленом Подмосковье вряд ли подойдет по причине большой удаленности места проживания от места работы. Впрочем, крупные корпорации уже сейчас активно раскупают жилые площади в строящихся небоскребах, где будут располагаться их офисы, – так что вполне возможно, что на работу топ-менеджмент крупных компаний будет ездить на лифте. Купить квартиру себе в собственность проще не станет, но вот рынок аренды жилья существенно расширится: будут созданы дополнительные программы о доходных домах, да и многие будут сдавать квартиры, купленные с целью дальнейшей перепродажи. Студенты смогут снимать квартиры в складчину, и в Москве появятся свои прототипы сериалов «Друзья» или «Элен и ребята». Постепенно все дальше в прошлое будет уходить наличный расчет денег – на его место придут пластиковые карты, и все чаще при расчетах будет использоваться Интернет. Это повлечет за собой реструктуризацию бумажных архивов, каталогов, изменения в системе ведения медицинских карт в поликлиниках.
Работа на дому станет выгодной
Коллапс транспортной системы и развитие высоких технологий приведут к тому, что многие начнут работать из дома, поддерживая связь с офисом через Интернет и приезжая на работу не чаще раза в неделю. Мало того что городской транспорт получит необходимую передышку, так еще и КПД «домработников» обещает вырасти на 20–30%.
При этом общественный транспорт тоже подвергнется реформе, считают футурологи, – на трассах будут открываться «зеленые коридоры», по которым будут ездить только автобусы или троллейбусы, а не исключено, что и вагоны монорельсовых поездов. На вокзалы и в аэропорты с помощью выделенных полос будет намного удобнее добраться на экспрессе, чем на такси. Хотя полностью проблемы пробок это не решит и от масштабного строительства перехватывающих парковок никуда не деться.
Заместитель директора по науке Института социологии РАН Елена Аврамова во многом разделяет взгляды исследователей, но вот к утверждению о появлении «зеленого коридора» для общественного транспорта она отнеслась скептически. «Система видеонаблюдения у нас еще не скоро будет развита на уровне европейских столиц, а значит, контроль за нарушением полосы общественного транспорта будут осуществлять сотрудники ГИБДД. А с ними, как известно, можно «договориться», так что водители будут постоянно ездить по этой полосе», – заметила Аврамова.
Центр города действительно покинут старожилы, считает Аврамова, но они уедут не из-за высокой квартплаты, а потому что их «уедут» различными способами юристы крупных корпораций. Сами же корпорации центр не только не покинут, но, наоборот, укрепят там свои позиции, поскольку практически весь центр займут офисные здания, а офисами должен кто-то владеть.
Зато возможностей зарабатывать деньги, не выходя из дома, станет действительно больше – но, по мнению сотрудника института, это коснется исключительно представителей профессий, связанных с IT. «Если работодателю важен результат, то вряд ли ему будет очень важно, где работник его сотворил – в офисе или дома. Исключение, конечно, составляют некоторые крупные компании, которые возводят пафосную корпоративную культура до немыслимых высот», – заявила Аврамова. Она добавила, что в этой связи разговоры о возможной почасовой оплате труда не имеют смысла, поскольку эта схема малоэффективна. «Имеет смысл говорить о почасовой оплате там, где продукт исчисляется штуками, – в остальных отраслях эта система нежизнеспособна», – отметила Аврамова.//
Константин Филатов |
|