Телекоммуникационное перенаселение. Количество проданных SIM-карт превысило число жителей УкраиныУкраинский рынок мобильной связи вышел на новый этап своего развития. Согласно данным исследовательской компании iKS-Consulting, по итогам 2006 года номинальное количество абонентов мобильной связи превысило общую численность населения на 5%. В связи с этим эксперты прогнозируют значительные изменения в маркетинговой стратегии компании, которые повлекут увеличение затрат на привлечение новых абонентов.
Согласно данным iKS-Consulting, на конец декабря 2006 года на Украине насчитывалось 49,21 млн абонентов сотовой связи. При этом, по данным Госкомстата, число жителей страны составляет 46,8 млн человек. Таким образом, уровень номинального проникновения сотовой связи достиг практически 105% (в декабре 2005 года 64,5%). В iKS-Consulting отмечают, что на конец 2006 года количество реальных пользователей сотовой связи не превышало 63% от общей численности населения. С этим показателем согласились и сами операторы. В компании "Киевстар", ссылаясь на данные собственных исследований, ранее заявляли, что реальный уровень проникновения к концу 2006 года составит порядка 60%. В 2006 году было установлено сразу три абсолютных рекорда по росту абонентской базы. Так, общее количество подключений за год составило 19 млн, тогда как в 2005 году 16,3 млн. Кроме того, в декабре прошлого года украинские операторы подключили практически 5,6 млн новых абонентов 29% от общей численности подключений за год, тогда как в 2005 году 3,4 млн. И наконец, был установлен абсолютный рекорд по количеству подключений, сделанных одним оператором в течение месяца, в декабре "Киевстар" подключил 2,44 млн новых абонентов, или 32% от своего общего годового прироста. По мнению экспертов, такие показатели говорят о том, что количество абонентов достигло критической отметки, после чего подключать новых абонентов станет намного сложнее. Поэтому в 2007 году операторы будут вынуждены значительно увеличивать маркетинговые бюджеты. Аналитик iKS-Consulting Алексей Данилин считает, что компании будут активнее предлагать своим абонентам предоплаченных сервисов переходить на контрактное обслуживание, а заодно отвоевывать контрактников у конкурентов. Кроме того, операторы будут вынуждены увеличить затраты на привлечение еще не подключившихся клиентов. Эксперты отмечают, что оставшиеся без подключения потребители относятся к наиболее низкодоходным слоям населения. Соответственно, для их привлечения необходимы специальные дисконтные программы, а как следствие значительное увеличение расходов. Аналитики также подчеркивают, что зарабатывать в этом году компании будут за счет увеличения продаж дополнительных услуг, таких как многопользовательские игры, мобильное телевидение и доступ к аудио- и видеоконтенту. " В развитых странах доля дополнительных услуг в доходах операторов составляет порядка 20-30 процентов", говорит господин Данилин. По предварительным оценкам iKS-Consulting, в 2006 году объем рынка контент-услуг составил не менее $65 млн. Более 75% этой суммы заработали компании: Jump, "Информмобил", Point-Com, Solvo International и "Ириком". При этом доля дополнительных услуг в доходах мобильных операторов составляла порядка 14%. Впрочем, аналитик компании Netton CG Роман Химич считает, что резкого увеличения рынка дополнительных услуг в 2007 году не произойдет. Это обусловлено тем, что на Украине мобильные операторы имеют полную рыночную власть над контент-провайдерами, устанавливают для них неоправданно высокие цены за использование своих сетей и забирают от 30% до 70% выручки. "С контент-провайдеров взимают фактически монопольную ренту, и у них нет возможности создавать качественный и массовый продукт, который при этом будет легальным", говорит господин Химич. По его мнению, значительные изменения произойдут только после того, как отношения между мобильными операторами и контент-провайдерами будут урегулированы законодательно. Однако вероятность этого минимальна.
КоммерсантЪ - Украина |
|||||||||||||||||||||||||||||||