24.01.2007

Золотая лихорадка. Американская Киноакадемия стала жертвой кинематографической пандемии


Американская Киноакадемия решила в этом году не возмущать спокойный и предсказуемый сезон кинематографических наград нетривиальными решениями. В так называемом коротком списке номинантов на премию Оскар, представленном 23 января Сальмой Хайек и президентом Киноакадемии Сидом Гэйнисом, не оказалось ни одного "лишнего человека". Теперь у академиков остался лишь один шанс удивить кинематографический мир - выбрать победителями не тех, кого назвали десятки остальных профессиональных организаций. Но это уже из разряда фантастики.

Итак. В актерской номинации собралась настоящие бойцы-тяжеловесы. В схватке за Оскар в номинации "главная мужская роль" сойдутся Питер О'Тул, Леонардо ди Каприо, Форест Уитакер, Уилл Смит и Райан Гослинг. Последний является в этом перечне единственной "темной лошадкой" и в силу своего возраста, и в силу того, что в этом году он впервые в своей жизни был выдвинут на соискание кинематографических наград, и некоторые из них даже выиграл.

Остальные - это сплошь Титаны. Однако, несмотря на свой вес, никто их них да этого момента не получал Оскар за конкретную роль, лишь О'Тул удостоился в 2002 году почетной золотой статуэтки за "вклад". Тогда он грустно пошутил, что надеется, что проживет еще некоторое время, чтобы доказать свою способность завоевывать не только награды, "которые даются при выходе на пенсию". Теперь в его активе восемь номинаций на Оскар, у его ретивого конкурента ди Каприо - три, у Уилла Смита - две, у Фореста Уитакера - одна.

Говорить о некой политкорректности в связи с присутствием в главной актерской номинации сразу двух чернокожих лицедеев в этом году явно не приходится. Кто искренне считает, что Уитакер или Смит не могут сыграть на Оскар, пусть кинет в киноакадемиков камень, если сможет. Обвинение в терроризме и долговременная посадка где-нибудь в Гуантанамо за терроризм будут ничем по сравнению со стихией общественного порицания, обрушившейся на них.

Предсказать победителя в этой категории совершенно не представляется возможным, даже несмотря на то, что явным фаворитом этого сезона является все тот же Уитакер. Киноакадемики в равной степени могут дать награду и О'Тулу за то, что он подтвердил преждевременность отправления его в отставку, и ди Каприо, потому что "уже пора", и Смиту, потому что его перевоплощение в драматического актера, состоявшееся еще в "Али", оказалось не случайным. Ну, и в качестве того самого разнообразия они могут вручить Оскар и Гослингу. Правда, вероятность такого исхода чрезвычайно мала.

В главной женской номинации нас также ждет столкновение противниц убийственной весовой категории. Чего стоит одна лишь Джуди Денч, для которой это уже шестая номинация на Оскар, или Кейт Уинслет, удостоившаяся пятой. Про Мэрил Стрип даже говорить как-то боязно. Ну что можно сказать про актрису, у который 14 номинаций, то есть больше чем у все живущих ныне голливудских звезд? На фоне этих "монстров" Хелен Миррен с ее третьей номинацией выглядит почти ученицей младших классов, но будет настоящий скандал, если именно она не получит золотую статуэтку в этом году. Про Пенелопу Крус, вернувшуюся в объятья Альмодовара, и получившую свою первую номинацию, мы вспомним, когда будем обсуждать наряды дам на красной ковровой дорожке.

С номинациями за роли второго плана также не произошло ничего неожиданного. Вполне предсказуемо здесь появился еще пока мало известный по имени, но уже вполне узнаваемый в лицо Джимон Хансу, сыгравший с ди Капиро в "Кровавом Алмазе". Не вызвало удивление и упоминание Эдди Мерфи, уже получившего за свою роль в "Девушках мечты" "Золотой глобус". На месте оказался и Марк Уолберг, завоевавший недавно признание Американского общества кинокритиков за роль полицейского в "Отступниках", и обойденный тогда Уолбергом Джеки Эрл Хейли с его "Маленькими детьми", и обласканный британской киноакадемией Алан Аркин из "Маленькой мисс Счастье".

Противники здесь столь равны, что сделать большую ставку на кого-то из них было бы верхом непрактичности. Но по какой-то не совсем понятной причине все-таки хочется, чтобы Оскар получил Эдди Мерфи. И не только потому, что он черный и прослужил на фабрике грез дольше, чем почти все претенденты, просто это будет, пожалуй, самая бесспорная награда из тех восьми, на которые претендует его фильм "Девушки мечты".

У "второстепенных дам", (да простят нас все женщины мира за столь неподобающее определение), перечень номинанток стал точной копией аналогичного списка Актерской гильдии США: Адриана Барраза ("Вавилон"), Кейт Бланшет ("Заметки об одном скандале"), Абигейл Бреслин ("Маленькая мисс Счастье"), Дженнифер Хадсон ("Девушки мечты"), Ринко Кикучи ("Вавилон"). Вообще, надо сказать, что Актерская гильдия "ошиблась" в своем прогнозе относительно номинаций Киноакадемии лишь единожды, выдвинув во второстепенной мужской номинации вместо Уорлберга Леонардо ди Каприо.

Академики не стали мудрствовать лукаво и с претендентами в самых важных категориях - "лучший фильм года" и "лучший режиссер года", решив поддержать интригу, предложенную ранее другими кинематографическими организациями. Клинт Иствуд в очередной раз встретится со своим давним соперником Мартином Скорсезе, и победа любого из них будет приятна лишь потому, что увидеть как профессионалы такого уровня, несмотря на возраст, легко затыкают за пояс любого молодого коллегу - это получить настоящее эстетическое удовольствие. Тут стоит лишь сказать, что Иствуда это будет уже пятый Оскар, а для Скорсезе, как это не парадоксально, первый.

Однако соперники у них очень серьезны, и недооценивать их потенциал также не стоит. Стивен Фрирс с его "Королевой" уже доказал, что может завоевывать награды любого уровня, а Алехандо Гонсалес Иньяриту с его "Вавилоном" является настоящим открытием прошедшего сезона, а все новое и нетривиальное всегда было в чести, если не у зрителей, то у профессионалов во всяком случае. Несколько обособленно здесь выглядит работа Пола Гринграсса "Потерянный рейс" (United 93), но объяснить выбор этого фильма лишь возобладавшим в американских киноакадемиках патриотизмом было бы несправедливо. Картина, несомненно, хороша, но определить однозначно достигается ли этот эффект за счет режиссерских усилий, или воздействие оказывает сам сюжет, вряд ли возможно.

Ну, а категория "лучший фильм" является почти точным повторением режиссерской за исключением лишь присутствия в ней "Маленькой мисс Счастье", и схватка здесь, вероятнее всего, произойдет между теми же персонажами. Действительно, столь равных соперников Киноакадемия не собирала в одно время и одном месте давно, обеспечив себе благодарность от простых зрителей, и золотые запонки от непростых букмекеров.

Столь же очевиден был выбор и в категории "лучший анимационный фильм". Здесь "Тачки" попробуют передавить социально активных пингвинов из мультфильма "Делай ноги", и все вместе они постараются не попасть на завтрак "Дому-монстру". Не обидела Киноакадемия и любимую всеми белку из "Ледникового периода 2". Она заслужила отдельного упоминания в номинации "короткометражный анимационный фильм", где представлен дополнительный материал в полнометражному мультфильму под названием "Нет времени для орехов".

Пожалуй лишь в категории "лучший фильм на иностранном языке" есть очевидный фаворит - "Лабиринт Фавна". Вряд ли у кого-то из противников мрачной сказки Гильермо дель Торо, представленной помимо этой еще в пяти номинациях, есть шансы вырвать победу.

Остается лишь упомянуть несколько экстраординарных решений киноакадемиков, которые, как перец, добавили остроту всему блюду под названием "Оскар". Так, категория "лучшая песня" оказалась почти полностью оккупированной музыкальными композициями из "Девушек мечты", в категории "звуковой монтаж" присутствуют сразу два фильма Иствуда, комедия "Клик. С пультом по жизни" удостоилась номинации за лучший грим, ну и, наконец, "Борат" имеет все шансы получить Оскар за адаптированный сценарий.

Осталось лишь дожить до 25 февраля и узнать, сможет ли Киноакадемия изобрести свое лекарство от единообразия, которым оказались заражены в этом году абсолютно все профессиональные гильдии, или же станет жертвой этой отнюдь не опасной для всех нас эпидемии.



LENTA.RU