Деньги на пачку. От введения максимальных розничных цен сигареты могут подешеветьВ распоряжении Ъ оказался перечень максимальных розничных цен на сигареты, установленных пятью крупнейшими производителями с начала этого года. Цены оказались ниже среднерыночных на 10-15%. Сейчас в рознице распродаются остатки сигарет, выпущенных в прошлом году. После того как они закончатся, продавцам придется снизить цены на сигареты. С 1 января в стране действует новая система взимания табачного акциза. Теперь его ставка привязана к максимальной розничной цене (МРЦ), которую табачные фабрики с начала года обязаны указывать на пачках сигарет. Ставки акциза составляют 100 руб. за тысячу сигарет с фильтром плюс 5% от максимальной розничной цены; весь акциз должен составлять не менее 115 руб. Для сигарет без фильтра 45 руб. за тысячу штук плюс 5% от МРЦ, но не менее 60 руб. При этом розничные точки не имеют права продавать сигареты по более высокой цене. В распоряжении Ъ оказался перечень максимальных розничных цен, задекларированных в Федеральной налоговой службе в конце декабря пятью крупнейшими производителями сигарет: Philip Morris, British American Tobacco, Japan Tobacco International, Gallaher Liggett-Ducat и Imperial Tobacco. Эти цены оказались ниже, чем те, по которым продаются сигареты в рознице. К примеру, МРЦ пачки Marlboro 30 руб., однако в супермаркете "Перекресток" в 3-м Крутицком переулке эти сигареты продаются по 33 руб. 50 коп., в "Седьмом континенте" на Магнитогорской улице по 35 руб. 90 коп., а в несетевых табачных ларьках стоимость пачки плавает от 31 до 34 руб. Марка Kent с задекларированной МРЦ 35 руб. в Spar представлена по 39 руб. 90 коп., в "Седьмом континенте" она стоит 41 руб. 90 коп., в несетевой рознице от 38 до 40 руб. В среднем превышение МРЦ в торговых точках достигает 10-15%. Такой разброс цен при официально задекларированных МРЦ розничные операторы и табачные производители объясняют наличием прошлогодних остатков на складах дистрибуторов и розничных точек. Директор по коммуникациям Х5 Retail Group (сети "Перекресток" и "Пятерочка") Геннадий Фролов утверждает, что сейчас в "Перекрестке" продаются сигареты из последних поставок, когда МРЦ еще не указывалась на пачке. "Поэтому и продаем мы их по старой цене", поясняет он. По словам господина Фролова, как только в сеть поступят новые партии сигарет, продаваться в сетях Х5 они будут по той цене, которая указана производителем, в соответствии с новым законом. Управляющий директор Philip Morris в России Лео Маклохлин говорит, что весь ассортимент сигарет его компании с указанием МРЦ на пачке будет полностью представлен в рознице не ранее марта 2007 года. "Только тогда можно будет делать выводы о соблюдении розницей максимальных цен на сигареты", говорит господин Маклохлин. По закону пачки старого образца могут продаваться в рознице до 1 января 2008 года. "Уже сейчас мы постепенно начинаем отгрузку с наших складов пачек нового образца с МРЦ, в основном это касается наиболее продаваемых брэндов, таких как Winston, у которых высокая степень ротации, эти пачки в рознице появятся уже в феврале. Весь ассортимент мы ожидаем в рознице в течение февраля-марта", говорит управляющий по связям с общественностью JTI Анатолий Верещагин. Если расчеты табачных компаний верны и начиная с марта в рознице станут появляться пачки нового образца, через два месяца цены на сигареты начнут падать. Это подтверждают сами участники рынка и эксперты. "Когда вводилась новая акцизная система, чиновники Минфина, а также в крупнейших табачных холдингах говорили, что она усилит налоговую нагрузку на отрасль, а также повысит цены на сигареты. Однако на деле имеем противоположную картину: в середине 2007 года, когда на прилавках начнут появляться сигареты в пачках нового образца, цены, напротив, начнут падать в сторону МРЦ", говорит глава информагентства "Русский табак" Максим Королев. В основном это коснется дорогих и престижных марок в таких городах, как Москва, Санкт-Петербург и, может, еще нескольких крупных городов, где цены на все категории товаров выше, добавляет Анатолий Верещагин. Замгендиректора ассоциации "Табакпром" Виктор Стефашин также считает, что к весне завышенные сейчас розничные цены упадут до уровня МРЦ. Впрочем, Максим Королев напоминает, что табачники имеют право не чаще чем раз в месяц менять МРЦ: "Думаю, к середине года производители задекларируют новые, более высокие МРЦ, приближенные к нынешним розничным". Табачные производители к середине года могут повысить цены на 8-9% в соответствии с уровнем инфляции, допускает и Виктор Стефашин. Представитель крупной табачной компании предупреждает, что в том случае, если одна и та же марка сигарет с двумя разными МРЦ одновременно попадет в розницу, торговец обязан продать каждую пачку по ее цене. В других странах, где действует такая акцизная система (например, на Украине), избежать ограничения МРЦ удается лишь ресторанам, в которых сигареты могут подаваться, например, на блюдце с коробком спичек, а в меню это называется "курительный набор". Участники рынка также предполагают, что большинство розничных торговцев могут быть и не в курсе новых правил, а значит, они продолжат продавать сигареты по завышенным ценам, а поэтому падение цен напрямую будет зависеть от того, как будет контролироваться исполнение закона. Пока единственным контролирующим органом определен Роспотребнадзор. Представители ведомства не смогли оперативно прокомментировать Ъ, когда начнутся проверки розницы.
*Сравнительный анализ цен был проведен в магазинах сети "Перекресток" на Дмитровском шоссе и 3-м Крутицком переулке, "Седьмой континент" на ул. Магнитогорская, "Рамстор" на ул. Часовой, Spar на ул. Нижегородская, а также нескольких несетевых торговых точках.
**Не продаются Импортные сигареты без указанной на пачке максимальной розничной цены нельзя поставлять на территорию России уже с 1 января 2007 года. Соответствующее распоряжение начальникам региональных таможенных управлений 16 января направила Федеральная таможенная служба. По данным компании "Бизнес-Аналитика", в ноябре 2006 года импортные сигареты занимали порядка 1,42% российского рынка по объему и 2,64% в денежном выражении. КоммерсантЪ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Информационная служба, Sostav.ru |