Столичные депутаты сыграли в шашечки. Принят законопроект о московском такси
Депутаты Мосгордумы вчера приняли в первом чтении разработанный правительством Москвы законопроект о городском такси. Этот документ предусматривает налоговые льготы для частных перевозчиков, нанимающих опытных водителей такси, которые знают русский язык и прошли осмотр у психиатра. Впрочем, по мнению самих авторов законопроекта, налоговые преференции вполне может оспорить антимонопольное ведомство.
Законопроект о городском такси, представленный вчера на заседании Мосгордумы,– восьмистраничный плод трехлетней работы правительства Москвы. Законопроект предусматривает "господдержку" компаний-перевозчиков, выполнивших ряд требований, например оснастивших свои такси счетчиками, использующих машины с нормой выброса выхлопных газов "Евро-2" и выше, нанимающих водителей со стажем не менее трех лет, "знающих русский язык и умеющих ориентироваться в Москве" и прошедших психиатрическое освидетельствование. Поддержка таких перевозчиков заключается в налоговых льготах, льготах на аренду земли под таксопарки и бесплатных местах на городских стоянках такси. При этом в документе ничего не говорится о нелегальных перевозчиках-"бомбилах", например о том, как отвадить их от самых лакомых для бизнеса мест на вокзалах и в аэропортах.
Сейчас рынок таксомоторных перевозок в столице никак не регулируется: лицензии на эту деятельность были отменены на федеральном уровне летом 2005 года, а для работы таксистом достаточно обычной регистрации частного предпринимателя.
Примечательно, что законопроект не устанавливает конкретный размер льгот для перевозчиков, выполнивших требования мэрии. По словам замглавы департамента транспорта и связи мэрии Москвы Александра Воробьева, это предстоит сделать после принятия закона, внеся изменения в налоговое и земельное законодательство Москвы. Как заявил глава департамента Леонид Липсиц, участие перевозчиков в программе столичного правительства является "добровольным делом".
В настоящее время в Москве работает 5-6 тыс. такси легальных компаний-перевозчиков и более 50 тыс. нелегалов. По оценкам экспертов, совокупный оборот рынка легальных и теневых перевозок составляет около $1 млрд в год, при этом на теневой бизнес приходится около 80% перевозок.
По словам исполнительного директора Московского транспортного союза Юрия Свешникова, городу необходимо 20-22 тыс. такси. Таксистов транспортный союз (в него входят крупнейшие перевозчики, например "Новое желтое такси") надеется перетянуть из теневого сектора при помощи упомянутых преференций. Впрочем, даже сам господин Свешников, участвовавший в разработке законопроекта, в успех этого мероприятия не особо верит: "Закон должен был лишить нелегалов сладких мест, 'шашечек' и другой атрибутики такси, но эти меры в нем отражения не нашли". Как пояснил Александр Воробьев, мэрия с радостью включила бы в документ нормы, устанавливающие строгие правила работы для перевозчиков, однако сделать это ей не позволяет федеральное законодательство, регулирующее этот вид деятельности. "Что ни возьми – все нельзя,– посетовал чиновник.– Вот мы и пришли к регулированию на добровольной основе, это единственно возможный вариант".
Столичные депутаты, посетовав, что нелегальный бизнес будет существовать до тех пор, пока есть "разница в тарифах", все же приняли законопроект в первом чтении, договорившись взять три недели на поправки. Любопытно, что ранее спикер Мосгордумы Владимир Платонов на обсуждении законопроекта на парламентских слушаниях называл его "неисполнимым". "Вот вы говорите о гарантированных местах на городских стоянках такси. Это, что, остальных перевозчиков пускать не будут? Так это же до первого суда – потом будут пускать, будьте уверены",– кипятился спикер. Впрочем, и соавтор документа Александр Воробьев тогда находил в нем несостыковки, намекая, что им может заинтересоваться антимонопольное ведомство, так как законопроект устанавливает льготы для какой-то одной группы предпринимателей.
АЛЕКСАНДР Ъ-ВОРОНОВ
КоммерсантЪ
|