Медиакомпании не успели наделать долгов. Объем их заимствований составил $600 млн на всехВ прошлом году российские медиакомпании неохотно использовали публичные заимствования для финансирования поглощений. При общем объеме таких сделок в 2006 году в $2 млрд компании заняли на публичном рынке всего $600 млн. Такие данные содержатся в опубликованном вчера обзоре инвестбанка "Траст". Денег на медиарынке больше, чем активов, подходящих для поглощения, объясняют эксперты.Выход российских медиакомпаний на рынок долговых обязательств аналитики "Траста" связывают с консолидацией отрасли. "Отдельные компании в ней достигли уровня, позволяющего делать заимствования на публичных рынках", говорит аналитик банка Алексей Демкин. В 2006 году общий объем сделок на медиарынке превысил $2 млрд, говорится в отчете. Четыре компании (холдинг РБК, Gallery Group, ТНТ, "Проф-медиа") разместили евробонды и ценные бумаги на общую сумму $585 млн, также прошло два размещения рублевых облигаций ("Аргументы и факты", "Каро-фильм") на сумму 2,2 млрд руб. Привлечение денег на публичных рынках знаменует собой очередной этап становления медиарынка, соглашаются эксперты. "Медиакомпании в данном случае следуют обычным путем: начали развитие за счет акционерного стартового капитала и банковских кредитов, а после этого логично выходят на рынок долговых обязательств", говорит аналитик банка "Уралсиб" Дмитрий Дудкин. Однако пока общий объем займов медийных компаний сравнительно невелик. "Когда один телеканал не первого эшелона ТВ 3 стоит $550 млн, очевидно, что 600 млн на этом рынке ничего не решают", говорит президент "СТС Медиа" Александр Роднянский. Аналитики соглашаются, что медиакомпании заимствуют на публичных рынках менее активно, чем работающие в том же потребительском секторе банки или ритейлеры. Аналитик МДМ-банка Михаил Галкин связывает "пониженную" долговую активность медиаигроков с тем, что на рынке мало компаний, достаточно крупных для выхода на публичный рынок. Поэтому большинство из них продолжает использовать для развития деньги акционеров и банковские кредиты. Кроме того, ряд наиболее крупных компаний в 2005-2006 годах для привлечения средств использовали IPO: РБК, CTC Media, Rambler, Trader Media East. "Не все медиакомпании имеют необходимые для IPO объем бизнеса и кредитную историю, отмечает Дмитрий Дудкин. Выход на рынок облигаций может себе позволить большее количество компаний". Такого взрывного роста числа облигационных займов, как среди банков и ритейлеров, в медиасекторе не будет, прогнозируют другие эксперты. "В большинстве случаев игроки медиарынка для своих операционных нужд не нуждаются в долговом финансировании, полагает глава направления ТМТ (телеком, медиа, технологии) Morgan Stanly Леонид Варпаховский. Зачастую медиакомпании не делают объемных капиталовложений и могут финансировать органический рост за счет собственных средств". Для сравнения он приводит телекоммуникационные компании: "У них много материальных активов кабельные сети, станции, и они традиционно во всем мире более активны на рынке долгового капитала, чем медиа". Эксперты считают, что заемные деньги требуются медиакомпаниям для неорганического роста поглощений других участников рынка. Не случайно наиболее крупными заемщиками на открытых рынках из игроков медиаиндустрии выступают компании Gallery и "Проф-медиа", которые весь прошлый год интенсивно скупали активы. Правда, участники медиарынка отмечают, что медиаактивов для поглощения сейчас недостаточно. "Большинство активов неинтересны либо сильно переоценены, говорит глава холдинга РБК Юрий Ровенский. А раз нет сделок, нет и нужды в заемных деньгах". Аналитики банка "Траст" отмечают, что для большинства компаний выпуск долговых инструментов промежуточный шаг к проведению IPO. С этим соглашается и Дмитрий Дудкин из "Уралсиба": "Часто помимо просто привлечения финансирования компании преследуют PR-цели создание кредитной истории, чтобы быть более понятными инвесторам при выходе на IPO".
КоммерсантЪ |
|||||||||||||||||||||||||||||