29.01.2007

На "наружку" дали 35%. В первом чтении принят законопроект о наружной рекламе



В минувшую пятницу Госдума приняла в первом чтении поправки в закон "О рекламе", которые устанавливают квоту на установку наружной рекламы. В частности, на эту деятельность смогут претендовать лишь те компании, которые имеют до 35% разрешений от числа действующих в муниципальном образовании. Принятие поправок к закону, по словам депутатов, является средством борьбы с монополизмом на рекламном рынке. 417 депутатов единогласно поддержали документ. Лишь член КПРФ Виктор Кузнецов и СЕПРовец Святослав Насташевский отметили непроработанность вопроса. Например, как отмечает GAZETA.RU, Кузнецов подчеркнул, что в законе не говорится о конкретных отраслях рынка, а Насташевский поднял вопрос о правилах: "Непонятно, по каким правилам будут считать рекламные площади? По квадратным метрам? По кубическим?".

Рекламный рынок высказал свое негодование к этому законопроекту осенью прошлого года, когда документ "О внесении изменений в ст. 19 и 33 ФЗ "О рекламе" был первоначально внесен в Госдуму. Тогда были направлены письма премьер-министру Михаилу Фрадкову, председателю комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Евгению Федорову и спикеру Госдумы Борису Грызлову. В первой версии документа говорилось, что одна компания не может получать на конкурсе более 25% разрешений на установку рекламных конструкций на территории одного муниципального образования (одно разрешение соответствует одной конструкции) и 25% разрешений, выданных на всей территории РФ. Тех, кто владеет более чем 25% рынка, к конкурсам предлагалось не допускать, - напоминает газета "Ведомости". Участники рынка при поддержке общественных организаций просили не допустить рассмотрения поправок, в которых говорится о планке в 25% для каждого участника одного из сегментов рекламного рынка. Изменения в законопроект были внесены в конце прошлого года. Федеральная антимонопольная служба предложила повысить разрешение до минимальной планки, предусматриваемой законом "О конкуренции"

Как рассказал газете "Бизнес" начальник управления контроля и надзора за соблюдением законодательства о рекламе Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Сергей Пузыревский, "Норма в 35% вполне обоснованна. Это цифра, которая используется в антимонопольном законодательстве как низший предел доминирования на определенном рынке", о чем и говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Первоначально срок начала действия закона устанавливался на 1 апреля нынешнего года, но депутаты настаивают на том, чтобы перенести эту дату на год. По словам депутата Владимира Мединского, учитывая, что весной 2008 года должны состояться выборы президента, они не хотят, чтобы этот закон рассматривался как политический. Кроме того, рынок должен успеть подготовиться к изменениям. Депутат уверен, что подобный антимонопольный законопроект выгоден малому бизнесу. Депутат Сергей Чижов не исключает, при этом, что ко второму чтению может быть пересмотрен порог по ограничению максимального количества разрешений на установку рекламных конструкций, учитывая, что "при указанном сейчас в законопроекте ограничении возможна ситуация, когда три крупных компании смогут поделить рынок".

Авторы законопроекта подчеркнули, что действие документа будет распространяться только на договоры, заключенные после вступления закона в силу. По действующему законодательству, все компании на рынке наружной рекламы должны перейти с краткосрочных годовых договоров на пятилетние. В случае если компании смогут заключить их до до 2011 - 2013 они смогут не бояться конкурентов.
Как прокомментировал "Бизнесу" креативный директор EuroRSCG Moradpour Никита Огурцов, "возможно, это превентивный удар в ожидании того, что на рынок придет большой игрок, который собирался купить мелкие компании". Газета "Ведомости" подчеркивает, что, несмотря на то, что новая версия законопроекта куда более гуманна, участники рынка сходятся во мнении, что поправки к закону "О рекламе" несколько преждевременны. "Новому закону, который вступил в силу только полгода назад, надо поработать, наработать правоприменительную практику - и только потом его править", - говорит представитель АКАР Андрей Конин, отмечая, что перед первым чтением этого законопроекта депутаты не провели ни одной рабочей встречи с участниками рынка. А гендиректор исследовательской фирмы "Эспар-Аналитик" Андрей Березкин добавил газете, что в том виде, в котором законопроект прошел первое чтение, документ может привести рынок в состояние хаоса. "Конкурсная основа делает невозможным участие в тендерах небольших компаний, и в таком виде законопроект нацелен на вытеснение малого и среднего бизнеса", - говорит он. В законопроекте необходимо четко прописать, как муниципальные власти будут контролировать доли рекламистов, отмечает гендиректор компании "Вершина" Александр Хайлис. А гендиректор News Outdoor Russia Сергей Железняк находит нелогичным сам факт выделения наружной рекламы в отдельный рынок. "Для решения своих задач любой рекламодатель выбирает набор маркетинговых инструментов, каждый из элементов которого в зависимости от качества и стоимости является взаимозаменяемым, - говорит он. - Соответственно, рынок маркетинговых коммуникаций является единым, и объективной необходимости в отдельном регулировании сегмента наружной рекламы нет".
"Сейчас многие представители бизнеса наружной рекламы размещают рекламоносители на основании краткосрочных договоров с местными властями, и по действующему закону им на смену должны были прийти пятилетние договоры. Те, кто не успеют их оформить до вступления изменений к закону "О рекламе" в силу, будут вынуждены либо выкупать собственный бизнес на конкурсе, либо его лишиться, если конкурс окажется им не по силам, - рассказала GAZETA.RU исполнительный директор организации малого бизнеса "Опора России" Дина Крылова. - Вероятно, этот закон был принят в интересах крупных игроков рынка наружной рекламы, располагающими огромными денежными средствами для участия в конкурсах".
Некоторые издания также отмечают, что вопрос о том, какие сферы деятельности будет регулировать обсуждаемый законопроект все же остается невыясненным. Ответственный секретарь Ассоциации коммуникационных агентств (АКА) Андрей Конин заявил "Бизнесу", что, по его мнению, местные власти должны самостоятельно решать, где именно устанавливать рекламные конструкции и как они будут распределены между участниками рынка.

фото с сайта GAZETA.RU