Epica Awards: 20-я, юбилейнаяВ минувшую пятницу в шведской столице прошла 20-я по счету церемония вручения наград авторитетного европейского рекламного конкурса Epica, название которого расшифровывается как Europe’s Premier Creative Awards. С места события – обозреватель Sostav.ru Влад Васюхин.«Цель вашей поездки в Швецию?» – дежурно полюбопытствовала дама в консульском окошке. «Вручение премии» – честно сказал я. «Вам?!» – удивилась дама. «Угу. Нобелевской. По литературе. За открытие бездонных глубин, отражение жизни и конфликтов, за правдивый артистический талант» – хотел пошутить ваш скромный автор, да вовремя сообразил, что посольство – не лучшая арена для подобных реприз… Причина слетать в командировку в Стокгольм имелась весомая: одна из золотых «эпических» наград конкурса 2006 года вручалась моим друзьям и работодателям из Depot WPF Brand&Identity (для тех, кто еще не в курсе: именно эта компания владеет Sostav.ru) – за упаковку для эмали «Звезда». Впервые Россия получила Epica Awards в этой номинации. По правде сказать, однажды я уже был на «эпиковской» церемонии и примерно себе представлял, что от нее можно ожидать (если интересно, читайте позапрошлогодний репортаж из Будапешта /columns/rek-time/2005/stat4/). Мероприятие это имеет строгий формат, железный скелет, и даже особенности национального менталитета и характера организаторов (церемония проходит в разных городах и странах) мало влияют на сценарий и состав участников. Сценарий логичен: коктейль, раздача хрустальных пирамидок, фуршет и дискотека. Состав участников предсказуем: собственно триумфаторы, члены жюри (в роли судей на «Эпике» редактора европейских изданий о рекламе и маркетинге, эта премия – своего рода рекламный аналог киношного «Золотого глобуса», присуждаемого иностранными журналистами, аккредитованными при Голливуде), рекламная элита страны-организатора церемонии и журналисты. О том, как оценивались работы, представленные на конкурс прошлого года, на нашем портале подробно и страстно рассказал российский член жюри – главный редактор журнала «Рекламные идеи» Андрей Надеин – /news/2006/12/07/epica/. Повторяться не буду. Скажу лишь, что на 20-е по счету «эпическое» состязание 703 агентства из 45 стран представили 5 461 работу по четырем номинациям: интерактив, фильм, принт и все остальное загадочно сформулированное как technique (в этой «технике» и отмечена наша «Звезда»). Среди конкурсантов были не только европейцы, но и представители США, Кувейта, ОАЭ, Туниса, Египта… Российский креатив представляли 77 работ из 23 агентств (в прошлом году их было гораздо меньше – 39 из 15). Но соотношение количества и качества – механика сложная. Скажем, норвежцы выставили 79 работ, чуть-чуть больше россиян, но у них 2 «золотых» финалиста, 8 «серебряных» и 8 «бронзовых». Наши показатели гораздо, гораздо скромнее: одно «золото» за «Звезду» и одна «бронза» (ее получило за ролик «Сон», снятый для торговой марки «Рябушка», московское отделение Saatchi & Saatchi). Ну а больше всего наград по итогам последней «Эпики» получили немцы, англичане, шведы и французы. На сцене вручали только «золото» и Гран-при, что и понятно, ведь только «золотых» пирамидок – 61. Но прежде, чем мы отправимся в Королевский оперный театр, где и пройдет церемония (не на главной сцене, конечно, с ее огромным залом, а в специальном помещении, на так называемой Оперной террасе), нас ждет креативная встреча – «эпический» семинар в одном из новых городских отелей. Хозяева – стокгольмский журнал Resume – предложили ланч в типично шведском стиле и три небольших презентации. Первая встреча была посвящена шведской рекламе. Представители трех ведущих агентств, водрузившись на высокие табуреты, отвечали на вопросы улыбчивого Вигго Калвинга (Viggo Calvinga), главного редактора Resume. К слову, вечером Вигго с блеском выступил в роли мастера церемонии. Из этого искрометного интервью мы узнали, что шведской рекламе присущи черный юмор и неполиткорректность (шутят и над людьми, и над животными). А еще – космополитизм, поскольку шведы много путешествуют, свободно говорят по-английски и часто смотрят зарубежные телеканалы. Среди других особенностей – преобладание рационального над эмоциональным. Шведская реклама (кстати, она, как и российская рекламная индустрия, еще довольно молода), как правило, выполнена с тонким чувством стиля. Оно и понятно: шведы – общепризнанные лидеры дизайна. Жаль лишь, что этот рассказ не подкреплялся конкретными визуальными примерами. Слова, слова… Зато сплошным примером стала следующая презентация. Креативный директор амстердамского отделения известнейшего агентства Wieden+Kennedy Ал Моселей (Al Moseley) показал и рассказал, как весело, вдумчиво и вдохновенно его команда работала по заказу Coca-Cola над роликом «Фабрика счастья», завоевавшим Гран-при. Счастливого обладателя Epica d’Or (и, разумеется, выдающегося рекламного таланта) сменил шведский литератор, издатель и фотограф Йеппе Викстром (Jeppe Wikstrom). Он за четверть часа представил свой новый альбом «День в жизни Швеции». Лаконичность презентации объяснялась не только тем, что пора было собираться на вечеринку, просто всем присутствующим этот альбом подарили, и познакомиться с работами (крепкими, добротными, но отнюдь не великими и потрясающими) можно было в удобное время в комфортной обстановке... Организаторы поступили гуманно и мудро, предложив гостям (нас было примерно четыре сотни) выпить и закусить за полтора часа до начала церемонии, намеченной на 20.30. Опасность прийти на вручение наград навеселе никому не грозила: при шведских ценах на алкоголь, количество спиртного лимитировалось… талонами, которые милые девушки вручали при входе. Четыре бокала вина или бутылки пива – вот и весь запас спонсорского горючего, остальное – за наличный расчет. Зато лосося и морепродуктов было достаточно. К этому добавьте живую музыку в стиле босса нова и потрясающие интерьеры Cafe Opera. Из огромных окон оперной террасы, куда мы затем переместились, открывался прекрасный вид на вечерний город. Впечатляюще смотрелись пылающие факелы, прикрепленные к стенам здания. Но все внимание присутствующих было обращено на небольшой подиум, где расположились «эпические» награды. Кроме уже упомянутого главреда Resume г-на Калвинга, церемонию награждения вела исполнительный директор Шведской рекламной ассоциации Пиа Грэхн Брикелль (Pia Grahn Brikell). Из зала им ассистировал бессменный президент «Эпики» Эндрю Роллинз (Andrew Rawllins), который комментировал победившие работы. …На следующий день, когда мы встретились в отеле на завтраке, Эндрю спросил: «Ну и как тебе церемония? По-моему, какая-то странная…» «Да, нет, – успокоил я. – Все в порядке. И демократично, и в меру пафосно». И тут я не смог сдержать улыбки, вспомнив, как на сцену выскочил председатель жюри «Эпики» Алан Вейл (Alain Weill) – весь в красном и в почти что лыжных ботинках! Вот уж кто меньше всего соответствовал указанию дресс-кода: elegantly casual. «Да, очень шумно, очень много алкоголя» – по-своему истолковал мою улыбку Роллинз. И я понял, что г-на президента смутило after-party, когда участники церемонии, отрывались, не взирая на безбожные цены на спиртное и скандинавскую невозмутимость… Но прежде, чем начался этот расколбас и всеобщее братание, были розданы все награды. И руководители Depot WPF Brand&Identity Алексей Андреев и Алексей Фадеев тоже поднялись на сцену за своей пирамидкой, гордые и довольные. И было чертовски приятно за Россию, хотя мы и узнали, что самое креативное агентство по версии юбилейного конкурса – TBWA\Paris, завоевавшее в общей сложности 14 призов, а самая успешная сеть – DDB, давшая 5 победителей из 5 стран.
|