31.01.2007

ФАС вынесла приговор "Зверям". Остальные ролики пока гуляют на свободе



Федеральная антимонопольная служба России рассмотрела дело по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбуждённое по факту распространения в 2006 году на телеканалах рекламы напитка "Пепси-Кола", в которой группа молодых людей вместе с солистом музыкальной группы "Звери" в ночное время во дворе многоэтажного жилого дома играет на музыкальных инструментах и пьёт "Пепси", громкая музыка беспокоит людей, спящих в соседнем доме, и один из жильцов обращается к молодым людям с требованием прекратить играть на музыкальных инструментах: "Пошли вон отсюда! Совсем озверели". В следующем кадре зритель видит импровизированную концертную сцену на крыше дома, где "Звери" начинают импровизированный концерт. Креатив ролика разработало рекламное агентство BBDO Moscow, а по Итогам года он занял второе место в номинации "ТВ" .



ФАС решил, что указанные действия молодых людей могут рассматриваться как административное правонарушение. В соответствии с законом "Об административной ответственности за нарушение покоя граждан и тишины в ночное время" от граждан требуется соблюдение тишины с десяти вечера до шести утра. В своем сообщении ФАС России признала указанную рекламу ненадлежащей, нарушающей требования пунктов 1 и 2 части 4 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", и выдала ООО "Пепсико Холдингс" - рекламодателю указанной рекламы, предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Пункты 1 и 2 части 4 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" указывают: реклама не должна побуждать к совершению противоправных действий и не должна призывать к насилию и жестокости, соответственно.

Своим мнением с Sostav.ru поделился Сергей Котов - начальник Управления контроля и надзора за соблюдением рекламного законодательства ФАС России: "Пока нами выдано только предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе. В случае неисполнения этого предписания могут последовать санкции в размере до 5000 МРОТ (500000 рублей). Любое решение комиссии ФАС может быть обжаловано в Арбитражном суде".

Креативный директор "РА "МУВИ" Наталья Мусина, чья работа для бренда "Hooch" в свое время также была запрещена ФАС, считает, что создателям ролика для соблюдения всех морально-этических норм было достаточно просто добавить титр "Не пытайтесь это повторить, реакция соседей может быть опасна для вашего здоровья!".
"Закон есть закон, и это - святое! - делится своим мнением с Sostav.ru Наталья Мусина. Безусловно, все мы обязаны руководствоваться Законом о рекламе, что, собственно, и делаем. Что касается спорных рекламных ходов в рамках Закона, здесь главное - здравый смысл и чувство юмора. При оценке роликов в том числе. Например, наш ролик про фруктовый стриптиз был предназначен для показа довольно узкой, исключительно взрослой аудитории и практически в ночное время. При этих условиях с точки зрения морали он вполне безобиден - у нас в прайм-тайм можно по телевизору увидеть зрелище и покруче. Думаю, что в нашем случае основной причиной вердикта ФАС стало слово "Оhoochенные". И, если честно, здесь мы следовали пожеланиям клиента сделать его как можно более заметным, провокационным, взрывным".

Между прочим, совсем недавно ФАС "оправдала" слово "Охрюненный", использованное в рекламе магазинов "Красный куб".



"Нужны ли вообще, ограничения? Думаю, да. Всех нас, рекламщики - не исключение, время от времени передергивает от увиденного по телевизору. У нас тоже растут дети, и вседозволенность - не самая благоприятная для них среда. Но запреты, как учит нас жизнь, тоже не панацея. Все относительно и всему свое время. Могу только повториться - нас спасут здравый смысл и чувство юмора. И еще хороший вкус. Который, кстати, могут прививать и рекламные ролики. Творческих людей, что греха таить, иногда заносит. Профессиональный азарт порой не дает нам быть безупречными по части норм и правил. Здесь и начинается работа ФАС. Чтобы творцы не слишком заигрывались. Просто нужно воспринимать ограничения как повод совершенствовать свой профессионализм. В рамках творить сложнее, чем без них", - прокомментировала Наталья Мусина

От редакции:
Стоит отметить, что в последнее время очень часто встречаются ролики с признаками нарушения законодательства. К примеру в ролике шоколада "Alpеn Gold" показано даже не административное правонарушение, а целое уголовное преступление. В рекламе грабители вламываются в банк, но затем одна из подельниц отвлекается на рекламируемый шоколад.



Ролик шин "Cordiant polar" (к слову сказать, одобренный комиссией ФАС) тоже несет в себе весьма сомнительную коммуникацию. Но с него сняты обвинения в побуждении к совершению опасных действий. В рекламе показано, как вылетает снег из-под колёс машины, проезжающей мимо сотрудника ГИБДД. В этом случае сотрудники ФАС отметили юмористическую составляющую данного ролика и указали на то, что в рекламе была показана пустынная местность без других машин или каких-либо дорожных объектов.



Редакция Sostav.ru рекомендует ФАС обратить внимание на рекламу Snickers, которую также можно заподозрить в побуждении к совершению опасных действий: персонажи чуть было не устраивают железнодорожную катастрофу и пугают старушку на пешеходном переходе.



Напрашивается вывод, что ФАС при определении соответствия роликов законодательству "О рекламе" руководствуется весьма субъективным критерием: наличием юмора в каждом конкретном рекламном ролике.

Александр Кленин, Sostav.ru