05.02.2007

Apple купила рекламный скандал для iPhone

Скандал вокруг названия iPhone продолжается. Apple – автор телефона iPhone – пытается договориться с Cisco, которой принадлежат права на это название. Компании пока решили отложить судебное разбирательство. Аналитики считают, что дело было начато для подогрева интереса к новому телефону.

Новый смартфон Apple оснащен флэш-памятью на 4Гб или 8 Гб, сенсорным дисплеем с диагональю 9 см и разрешением 320 х 480 пикселей. Кнопка на устройстве всего одна, для ввода данных используется виртуальная клавиатура на дисплее. Работать новинка будет в любой стране мира с GSM-покрытием (GSM 850/900/1800/1900). Также в iPhone встроена камера с разрешением матрицы в 2 Мпикс, модули беспроводной передачи данных Wi-Fi и Bluetooth, поддерживаются технологии GPRS и EDGE. Телефон работает на операционной системе Apple OS X и способен проигрывать видео, музыку, отображать содержимое web-сайтов, работать с e-mail. Время работы телефона в режиме разговора оценивается в 5 часов, в режиме проигрывания музыки – 15. Габариты iPhone – 115 x 61 x 11,6 мм, вес – 135 граммов. Цена iPhone в США с объемом памяти 4 Гб составит $499, а с 8 Гб – $599.

Как говорится в совместном заявлении конкурирующих за название iPhone компаний Apple и Cisco, срок до суда, в течение которого будут вестись переговоры о досудебном решении конфликта, будет увеличен. Однако в заявлении не указано, какой именно будет новая временная граница досудебного решения. Скорее всего, это означает, что компании решили договориться.

Напомним, что корпорация Cisco заявила претензии на торговую марку iPhone, подав иск в суд Северной Калифорнии в январе 2007 года. Это было сделано сразу после того, как Apple представила свой первый мобильный телефон. Как заявляли тогда представители Cisco, права на использование бренда iPhone перешли к компании в 2000 году после покупки владевшей этими правами Infogear. К тому же, незадолго до пресс-конференции, на которой был представлен iPhone от Apple, Cisco объявила о создании VoIP-телефонов под таким же названием.

Однако предлагаемый Apple телефон – это смартфон с сенсорным экраном, а не аппарат, который обеспечивает передачу голосовых данных по IP-сетям (именно такой продукт собирается выпустить Cisco). Представители Cisco в январе 2007 года заявляли, что намерены закрепить права на бренд за компанией.

Во всей этой истории есть некий элемент лукавства с обеих сторон. То, что новый свой продукт Apple назовет словом iPhone, никто не сомневался. Этот бренд, как и многочисленные слухи, утечки и предположения, уже давно обсуждаются как профессионалами, так и простыми потребителями. Стоит отметить, что для Apple это название является естественным – компания уже давно использует такие торговые марки, как iMac, iPod, iTunes. Однако в Cisco, прекрасно зная о планах Apple, публично заявили о своих правах только сейчас. Все знают, что новый продукт от Apple неизбежно привлечет к себе много внимания, поэтому всегда найдутся желающие использовать этот шум в своих целях. Например, «Газета.Ru» уже писала о том, что созданием почти точной копии iPhone занялась китайская Meizu. И информация об этом появилась именно сейчас, когда специалисты и потребители обсуждают новый телефон Apple.

Действия Apple тоже выглядят на первый взгляд странно – вряд ли юристы компании не знали о правах Cisco на марку iPhone. Видимо, компания тоже не против таким образом добавить интереса к телефону. К тому же такой прием уже не раз использовался. Например, компания Apple Corps, которую создала легендарная группа The Beatles, в 1981 году заключила с Apple соглашение, согласно которому компьютерная компания обязалась не заниматься музыкальным бизнесом.

Первая вспышка конфликта случилась в 1989 году, когда Mac стал рекламироваться как компьютер, работающий с музыкальной информацией. Его удалось уладить лишь к 1991 году, но затем в 2003 году, после создания музыкального магазина Apple iTunes, скандал снова разгорелся. Apple Corps подала иск, но британский суд отклонил его. Тогда скандал широко освещался, что было на руку скорее Apple, чем уже несуществующим The Beatles.

Сейчас в российских офисах компаний Apple и Cisco не смогли прокомментировать дальнейшее развитие конфликта.

С юридической точки зрения в спорах, подобных тому, который идет между Apple и Cisco, есть множество нюансов. Как рассказал «Газете.Ru» Павел Садовский, юрист компании «Магистр и партнеры», для суда будут иметь значение то, кто из спорщиков раньше получил право на использование товарного знака и являются ли знаки тождественными. По его мнению, в данном случае суд может вынести решение в пользу истца, так как право на товарный знак iPhone Cisco получила раньше, чем Apple. Однако можно ожидать и решения в пользу ответчика, если Apple удастся доказать, что в данном случае важнее обладание не самим названием, а обладание права на «интеллектуальную собственность», считает Садовский.

Эксперты склонны видеть в конфликте двух компаний игру на публику. По словам ведущего аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина, «пиар-акция через публичный скандал – это один из методов Apple». С ним солидарна Маргарита Зобнина, ведущий аналитик iKS-Consulting. По ее мнению, то, что попытки договориться до релиза iPhone провалились, объясняется тем, что обеим компаниям выгодно общественное внимание к скандалу. По мнению Муртазина, сумма компенсации, даже если компании договорятся о ее выплате, будет невелика. По его расчетам, сумма может составить около $20–30 млн.

По мнению эксперта, такой способ рекламы может оказаться очень выгодным для Apple. С ним согласна и Зобнина. По ее мнению, эта шумиха позволит увеличить объем продаж телефона.// Тимур Мухаматулин

GAZETA.RU