Мобильную рекламу поделят в судеЗАО "ГДМ Групп", предоставляющее услуги мобильного маркетинга, намерено инициировать судебное разбирательство против ООО "Суперфон". "ГДМ Групп" обвиняет своего единственного конкурента в нарушении патентных прав на сервис Gigafone, который позволяет сотовому абоненту зарабатывать на рекламных баннерах, появляющихся на телефоне. По мнению участников рынка, компании таким образом пытаются привлечь внимание к услугам, не нашедшим должного отклика на рынке. В декабре 2005 года "ГДМ Групп" начала предоставлять новую для российского рынка услугу Gigafone в области мобильного маркетинга. При подписке на данный сервис на сотовом телефоне (это должны быть смартфоны на платформе Symbian и Windows Mobile) во время входящего вызова или SMS возникает рекламный баннер, за что абонент получает отчисления от компаний-рекламодателей. Используя Gigafone, подписчик получает за просмотр рекламы порядка 1,5 руб. При средней стоимости звонка по России порядка $0,12 за минуту два входящих звонка с показом рекламы окупают минуту исходящего звонка. Компания уже сотрудничает со всеми операторами "большой тройки", СМАРТС и крупнейшими розничными сетями продаж ("Евросеть", "Связной" и др.). До декабря прошлого года "ГДМ Групп" являлась единственной в России компанией, оказывающей подобные услуги. В декабре на рынке с аналогичным предложением появилась компания "Суперфон", которая установила стоимость за каждое появление рекламы на телефоне отчисления в размере $0,06 (примерно 1,6 руб.). На сегодняшний день абонентская база "Суперфона" насчитывает порядка 200 тыс. подписчиков, а выручка от продажи рекламы составила более $1 млн. В планах компании в период до 2008 года занять 25% всего рынка мобильного маркетинга. По оценкам IKS-Consulting его объем по итогам 2006 года составил около $15,7 млн, а в 2007-м вырастет до $18 млн. Как рассказала Ъ директор по развитию "ГДМ Групп" Екатерина Гайдукова, учредителем ООО "Суперфон" стал Олег Тетерин, занимавший с сентября 2005-го по сентябрь 2006 года пост управляющего директора "ГДМ Групп". Узнав об этом, руководство "ГДМ Групп" распространило среди своих партнеров и рекламодателей письмо (копия находится в распоряжении Ъ), в котором обвиняет господина Тетерина в мошенничестве и недобросовестной конкуренции. В письме говорится, что господин Тетерин "использовал ставшие ему известными во время работы технические и know-how решения, абонентскую и партнерскую базы". "Деятельность, осуществляемая господином Тетериным, незаконна, поскольку он нарушает патент на услугу Gigafone,– рассказывает госпожа Гайдукова.– Мы не исключаем возможности подачи иска о нарушении патентных прав на нашу услугу, однако надеемся разрешить все споры в досудебном порядке". Она также отмечает, что авторские права на сервис защищены патентами компании "ГДМ Групп", действующими на территории Евразии, Северной Америки и ряда других стран. В свою очередь, господин Тетерин рассказал Ъ, что пришел в "ГДМ Групп" в сентябре 2005 года, и на 80% разработка сервиса Gigafone – его заслуга. "После запуска сервиса в коммерческую эксплуатацию по договоренности с руководством мне был обещан опцион на покупку пакета в 'ГДМ Групп' и отчисления в размере 10% прибыли, однако договоренности так и не были выполнены",– рассказывает глава "Суперфона". По его словам, обвинения со стороны "ГДМ Групп" безосновательны, а "Суперфон" осуществляет свою деятельность на основе собственной технологии. По мнению юристов, господину Тетерину удастся отстоять свои права, если при вступлении его в должность в "ГДМ Групп" в трудовом договоре были оговорены изменения в отношении прав на интеллектуальную собственность. "В противном случае по российскому законодательству работодатель имеет право на все виды интеллектуальной собственности, которые были созданы его сотрудниками в рамках осуществления их трудовой деятельности за вознаграждение",– говорит старший юрисконсульт ИК "Проспект" Эльдар Назмутдинов. Участники рынка сомневаются в успехе мобильных сервисов, аналогичных Gigafone, а некоторые из них усматривают в конфликте "ГДМ Групп" и "Суперфона" пиар-акцию. "Подобный сервис есть в интернете давно. Пользователям предлагают скачать программу, с помощью которой они будут получать деньги за просмотр рекламы. Однако большого ажиотажа вокруг этого я не вижу. Возможно, таким образом компании намеренно подогревают интерес к своим продуктам",– считает президент холдинга Next Media Group Тимофей Бокарев. Согласно оценкам Next Media Group, в 2006 году доля подобных сервисов в структуре рынка мобильного маркетинга не превышала 1%, и в этом году достигнет максимум 2%. АЛЕКСАНДРА Ъ-ХОДОНОВА, ЮЛИЯ Ъ-КУЛИКОВАКоммерсантЪ |