06.02.2007

Дым отечества так сладок и приятен… Законодателей вдохновил французский опыт борьбы с курением

Спикер Госдумы Борис Грызлов в субботу посетовал на то, что в нашей стране пока нет целостной активной государственной политики, которая бы регулировала вопросы, связанные с курением. Эксперты считают, что даже те ограничения, которые действуют, толком не выполняются. Достаточно вспомнить запрет на употребление пива в общественных местах. Сколько копий сломано вокруг этого запрета депутатами, а пиво все так и пьют, где им нравится. Между тем в Госдуме на рассмотрении находится сразу несколько законопроектов, которые могут осложнить жизнь российским курильщикам.

Борис Грызлов даже привел удручающую статистику, согласно которой в России пока курят много: 60–65% взрослых, среди которых немало женщин, и 35% подростков. У законодателей есть хороший пример – Франция, где с 1 февраля запрещено курить в общественных местах, к которым отнесены предприятия, учреждения, образовательные и медицинские заведения, все виды общественного транспорта, магазины и торговые центры, театры. А с января 2008 года курить нельзя будет уже в ресторанах, кафе, казино и дискотеках. В пятницу первый заместитель мэра Москвы Владимир Ресин заявил, что столичные власти готовятся последовать примеру французской столицы и запретят курение в общественных местах. Сейчас, согласно закону «Об ограничении курения табака», не удастся затянуться сигаретой на своем рабочем месте, в городском, пригородном транспорте, а также «в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения и культуры, на территориях и в помещениях образовательных организаций». Нельзя дымить и в помещениях, занимаемых органами государственной власти, правда, чиновникам сделали исключение, разрешив подымить в отведенных для этой пагубной привычки местах. Но и этого, считают законодатели, недостаточно.

В Госдуме уже лежат пять законопроектов, связанных с ограничением курения. Среди предложений, в частности, организовать в ресторанах, кафе и развлекательных заведениях зоны, свободные от табачного дыма, либо вообще запретить курение там. Также предлагается совсем запретить курение в самолетах, а также в залах ожидания железнодорожных, авто- и аэровокзалов. Кроме этого, авторы одного из документов обратили внимание, что запрет подымить не распространяется на Счетную палату, Центризбирком и органы местного самоуправления, и предложили соответствующие поправки. В другом документе в целях снижения вредного воздействия на курильщика смолы и никотина предлагается поэтапное снижение их количества до нормативов, предлагаемых Европейским союзом. Еще два документа запрещают курение на межквартирных лестничных площадках, лестницах, в лифтах, коридорах.

Среди разработчиков одного из этих документов независимый депутат Сергей Попов, который с сожалением отмечает, что даже имеющиеся ограничения на курение не выполняются. По его словам, дальше разговоров у нас дело, как правило, не идет. «Не было указаний, а у нас ведь жестко выполняются только те нормы относительно которых сверху идет указание, что это нужно сделать», – объяснил «НИ» депутат.

Но на практике не все так печально. В большинстве столичных кафе и барах уже давно отгородили некурящих от любителей подымить. Авиакомпании, к примеру, также не стали дожидаться поправок и запретили курение на бортах. «Мы начали вводить ограничения на коротких рейсах с 1993 года, – рассказал «НИ» руководитель пресс-службы авиакомпании «Трансаэро» Сергей Быхал. – Уже много лет на всех рейсах курение запрещено вообще. Это был наш сознательный выбор, потому что мы проводили специальные опросы, которые показали, что пассажиры в большинстве своем предпочитают летать на рейсах, где не курят». Запретил курение и «Аэрофлот». На своем сайте компания приводит любопытные данные. Оказывается, курильщик на четыре часа может совсем забыть о своей никотиновой зависимости, а 43% курильщиков «без особого труда» могут не притрагиваться к сигаретам свыше десяти часов.

При этом Сергей Попов не считает необходимым вводить тотальный запрет на курение в России. «Я не хочу насильно людей заставлять отучаться от курения, – говорит он. – Это их проблема, моя проблема состоит в том, что эти люди мне мешают, когда они курят рядом со мной и меня окуривают. Должно быть создано отдельное место в помещении, где можно курить, только не такое, как, например, в Госдуме, на лестнице, где все ходят». Г-н Попов считает, что можно было бы объединить эти законопроекты в один, хотя опасается, что в ближайшее время думцам будет не до борьбы с вредными привычками. «Я боюсь, что перед выборами в Госдуму интересы у профильного комитета и парламентского большинства совсем другие, – сказал он. – Им будет не до этого, и, не дай бог, потерять те или иные голоса».

ЕВГЕНИЯ ЗУБЧЕНКО

Новые Известия