06.02.2007

Народный компьютер будет стоить $530

Мининформсвязи вчера подвело итоги тендера по своей программе "Компьютер в каждый дом". Победителями стали компании "Компьюлинк" и "Крафтвэй", получившие эксклюзивное право поставлять ежемесячно 20 тысяч персональных компьютеров в четыре пилотных региона начиная с февраля этого года. Цена за бюджетный компьютер с монитором составит около $530, то есть заявленные объемы позволят двум поставщикам увеличить совокупные продажи минимум на $127,2 млн в год.

Мининформсвязи РФ объявило вчера победителей тендера на реализацию пилотного проекта "Компьютер в каждый дом". Из семи претендентов, среди которых были "Эксимер", "К-Системс", "Депо компьютерс", "Инфомаш" (торговая марка – Rover), "Неоторг", "Аквариус", "Крафтвэй" и "Компьюлинк", конкурсная комиссия утвердила в качестве поставщиков две последние компании, подавшие коллективную заявку. Остальные, по информации Мининформсвязи, предоставили либо неполную информацию, либо предложили ПК по завышенным ценам. "У большинства конкурсантов отсутствовали международные сертификаты качества ISO 9001 по отдельным составляющим ПК или данные о версиях программного обеспечения,– отметил директор департамента стратегии построения информационного общества Мининформсвязи РФ Олег Бяхов.– После предварительного отсева осталось всего три компании: 'Компьюлинк', 'Крафтвэй' и 'К-Системс', но последняя предложила ПК в среднем на 1,5 тыс. руб. дороже конкурентов".

Согласно планам Мининформсвязи РФ, в рамках программы "Компьютер в каждый дом" граждане России получат возможность приобрести ПК в более чем 40 тыс. отделениях "Почты России" по всей стране. Главным образом, проект рассчитан на небогатые слои населения, у которых еще нет дома ПК. Цены на ПК будут фиксированные, независимо от места жительства покупателя. Все ПК будут поставляться с предустановленным ПО от Microsoft и процессорами от Intel. Если пилотный этап реализации программы удовлетворит министерство, тендер на поставки ПК в масштабах России будет объявлен летом.

ПК будут продаваться через отделения "Почты России" в четырех пилотных регионах: с февраля этого года в Челябинской и Томской областях, с марта – в Архангельской области и Краснодарском крае. Чувашия не прошла отбор – министерство запросило у руководства региона дополнительные сведения о мерах поддержки реализации программы. Только после этого республика может получить статус пилотного региона. Компьютеры будут поставляться в четырех конфигурациях: "доступный" по цене 14,8 тыс. руб., "оптимальный" – за 25 тыс. руб., "эксклюзивный" – за 30 тыс. руб. и ноутбук – за 21,4 тыс. руб. В Мининформсвязи подчеркнули, что это цены для конечных потребителей. По словам господина Бяхова, министерству понадобится как минимум три месяца, чтобы сделать выводы об эффективности проекта. "Если нас удовлетворит спрос, то тендер на реализацию проекта в масштабах всей России будет объявлен уже летом этого года. Сейчас мы говорим о нижней планке объема продаж во всех пилотных регионах в размере 20 тыс. ПК в месяц. Если спрос будет ниже, то Мининформсвязи рассмотрит другие способы компьютеризации населения в регионах. К примеру, льготное налогообложение или специальные системы кредитования населения при покупке ПК",– подчеркнул Олег Бяхов. Впрочем, президент группы компаний "Компьюлинк" Михаил Лящ уверен, что до смены концепции дело не дойдет, и программа без проблем выйдет на показатель 20 тыс. компьютеров в месяц. Если поставщикам удастся выйти на заданный Мининформсвязи уровень, то во время пилотного этапа "Компьюлинк" и "Крафтвэй" смогут получать от продажи ПК ежемесячно по 280-500 млн руб. Стоит отметить, что прогнозируемые объемы продаж при реализации проекта в масштабах всей России, по данным Мининформсвязи РФ, составят около 1 млн ПК в год.

По словам аналитика компании J`Son & Partners Сергея Савина, названные цены практически не отличаются от рыночных и вряд ли изменят статус-кво. "За $500 сейчас можно купить ПК и в обычных розничных сетях того же Краснодарского края, поэтому я не очень понимаю, за счет чего компании планируют достичь таких объемов продаж",– отметил господин Савин. В Мининформсвязи подчеркивают, что идея программы состоит не только в ценах, но и в том, что покупатель сможет приобрести компьютер везде, где есть отделения "Почты России", в том числе в сильно удаленных населенных пунктах.

АЛЕКСАНДР Ъ-МАЛАХОВ

КоммерсантЪ