«Цифре» не хватает смысла. Государство и кабельщики пока не могут найти общий языкНеэфирное телевидение в России занимает все более серьезные позиции, население готово платить за него $10 в месяц, а правительство стремится побыстрее ввести цифровое вещание. Однако государство и кабельщики пока не могут найти общий язык. К тому же развитие сдерживает отсутствие достойных программ для внеэфирных каналов. Правительство России надеется выполнить план по переходу на цифровое телевидение. Бизнесмены надеются на этом заработать. На проходящей сейчас в Москве международной выставке CSTB-2007 представлено достаточно много технических новшеств. Уже к 2015 году аналогового телевидения не должно остаться совсем – на смену ему придет «цифра». По крайней мере, такие сроки перехода страны на новый формат вещания описаны в правительственной программе «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации (2007–2015 годы)». По словам президента Ассоциации кабельного телевидении России (АКТР) Юрия Припачкина, сейчас есть все предпосылки, чтобы поставленные правительством сроки были соблюдены. «Сейчас Россия в вопросах развития телекоммуникационного рынка развивается опережающими темпами, – сказал он «Газете.Ru». – И если мы сохраним эту динамику роста, то наша страна к заданным срокам будет безусловно готова и технически и технологически». Интерес к этому рынку явно растет. В рамках выставки CSTB-2007 было представлено значительно большее количество операторов и технологий, чем в прошлые годы. По оценкам АКТР, рост рынка кабельного телевидения, а также высокие показатели роста рынка рекламы за последние два года сделали неэфирное телевидение одной из самых инвестиционно привлекательных отраслей. Правда, точно подсчитать инвестируемые во внеэфирное телевидение деньги пока не возможно. По словам Припачкина, к примеру, возглавляемая им компания «Ренова Медиа» в 2006 году привлекла порядка $100 млн, а в текущем году планирует увеличить объем инвестиций в три раза. Проявляют большой интерес к этому рынку и другие инвесторы – сделки по покупке кабельных сетей происходят почти каждый месяц, и скоро рынок будет поделен. Растет и ARPU (средний доход на единицу абонентского оборудования) операторов. АКТР предсказывает, что уже в нынешнем году этот показатель может вырасти до $10. Увеличивается и число абонентов кабельных сетей. «По нашим оценкам, на сегодняшний день к кабельным сетям подключено порядка 35 миллионов домохозяйств, – рассказывает Припачкин. – К цифровым сетям сейчас подключено около миллиона домохозяйств». «Таким образом, в общей сложности в стране около 70% населения подключено либо к кабельным, либо к цифровым сетям». Впрочем, подключить население к новой форме телевидения – только полдела. Важно наполнить платные телеканалы достойным контентом, которого пока в нужных количествах просто нет. На презентации пакета неэфирных каналов «Цифровое телесемейство» (ЦТ), которые запустил осенью «Первый канал», главной темой дискуссии стало именно отсутствие программ. По словам генерального директора компании «Первый канал. Всемирная сеть» Алексея Ефимова, на рынке платного телевидения нет качественного русскоязычного контента. «Между тем рост в секторе прогнозируется очень большой, поэтому «Первый канал» готов инвестировать в «цифру» огромные деньги», – сказал Ефимов. Насколько огромные он, впрочем, уточнять не стал. «В те четыре канала, которые мы уже запустили, мы вложили десятки миллионов долларов, – уточнил руководитель проекта в интервью «Газете.Ru» – Не менее двух десятков». При этом «Первый канал» не просто осваивает новую телеотрасль, но и готов взять на себя функции пионера в создании качественного контента. «Именно после выхода фильмов «Дневной дозор» и «Ночной Дозор», спродюсированных «Первым каналом», киноиндустрия в стране ожила, в кино потекли серьезные деньги, люди пошли в залы, – смело заявил Ефимов. – И сегодня объем сборов в российских кинотеатрах вырос до $500 млн». Подобную же миссию – по оживлению рынка производства – «Первый» хвалится взять и относительно кабельных сетей. «Мы зададим планку качества контента, чтобы развитие кабельных операторов было более динамичным», – похвалился он. Сейчас в производстве «Первого» специально для «Цифрового телесемейства» находится 16 программ, а из всей сетки четырех кабельных каналов на оригинальную продукцию приходится порядка пяти часов в сутки. Планируется же, что будет производиться около трех – трех с половиной тысяч часов. Судя по всему, для «Первого канала» направление цифрового телевидения сегодня является приоритетным, поскольку в ближайшие полгода «Цифровое телесемейство» должно пополниться еще пятью тематическими каналами. Как стало известно «Газете.Ru», сейчас «Первый» проводит исследование, в рамках которого потенциальные телезрители из 40 концепций, предложенных креативщиками, должны выбрать самые для них интересные. Впрочем, собственным контентом может похвастаться не только ЦТ. К примеру, в новом телесезоне созданием оригинального контента озаботился канал О2ТВ. Он провел полный ребрендинг, из музыкального превратился в общественно-политический и взялся производить одну собственную программу за другой. Полностью за счет собственного контента существует и деловой телеканал РБК. Производственные мощности ВГТРК брошены на наполнение качественным контентом информационно-делового круглосуточного канала «Вести». Время от времени производят свои собственные ток-шоу и программы создатели телеканала «Ностальгия». Но пока все это лишь капля в море так называемого «адаптированного контента», который закупается отечественными кабельщиками у зарубежных производителей. Вкладывать большие деньги в развитие контента кабельщики пока опасаются, поскольку зрительский интерес к таким каналам еще недостаточен. Не отработаны и схемы взаимодействия с рекламодателями – например, компания TNS Gallup провела первое исследование рейтингов неэфирных каналов только в начале февраля этого года. «Газета.Ru» уже писала, что победил канал Discovery – отечественные телевизионщики в этом сегменте пока сильно отстают. Развитие кабельного телевидения сдерживает не только отсутствие контента и недоверие рекламодателей. Как уже писала «Газета.Ru», мэр Москвы Юрий Лужков издал распоряжение о предоставлении льготных условий для компании «Мостелеком». Распоряжение это вызвало у московских операторов кабельного ТВ бурю возмущения, которая вылилась в письмо в ФАС с просьбой отменить противоправное введение монополии для «Мостелекома». ФАС письмо рассмотрела и привлекла к оценке действий мэра Московскую прокуратуру. Не так давно прокуратура отреагировала на запрос. В письме, оказавшемся в распоряжении «Газеты.Ru», работники прокуратуры отмечают, что распоряжение мэра «противоречит требованиям действующего законодательства». «В настоящее время рассматривается вопрос о принятии мер прокурорского реагирования, – пригрозила Московская прокуратура. – Все материалы по данной проверке переданы в ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства». Получив письмо из прокуратуры и ФАС, Лужков решил не доводить до возбуждения дела. В ответном письме в ФАС он поблагодарил его руководителя Игоря Артемьева «за замечания по поводу возможной интерпретации отдельных положений распоряжения как признаков нарушения антимонопольного законодательства» и сообщил, что уже дал «поручение подготовить и внести необходимые изменения в данное распоряжение».// Алина РебельGAZETA.RU |