08.02.2007

"Мегаполис" и "Оптима" займут 55% табачного рынка




фото с сайта www.museum.ru
Дистрибуторская группа "Мегаполис" договорилась об объединении с крупнейшим дилером лидера табачного рынка - компанией "Оптима". 55% всех продаж сигарет в стране теперь приходится на "Мегаполис". Ожидается, что оборот компании в этом году превысит 4 миллиарда долларов.

1 ноября прошлого года родственные компании "Мегаполис" (эксклюзивный дистрибутор Gallaher Ligget-Ducat, Imperial Tobacco и Altadis) и "Меркурий" (доставка продукции Philip Morris в Москве, Центральной России и Калининграде) начали объединять свой бизнес. Через месяц "Мегаполис" присоединил еще одного дистрибутора PM - "Тен-трейд". В результате, к концу прошлого года "Мегаполис" контролировал порядка 40% продаж на табачном рынке России и такую же долю продаж продукции Philip Morris. Оставшиеся 60% продаж PM по-прежнему приходились на компанию "Оптима", - сообщает "Коммерсант".

Процесс перехода компании "Оптима" в структуру "Мегаполиса" начался 1 февраля. С начала этой недели компания начала поставки объединенного портфеля продукции в регионах, где работала "Оптима". До конца февраля все сотрудники "Оптимы" получат предложения о переходе на работу в "Мегаполис" или о возможности покинуть компанию. Гендиректор торговой компании "Мегаполис" Лев Григорьев заявил "Коммерсанту", что они строят "самую эффективную в стране дистрибуционную компанию как с точки зрения управления, так и оптимизации затрат, работающей по единым стандартам логистики". Около 60% российской торговой инфраструктуры будет теперь самостоятельно обслуживать "Мегаполис". По оценкам участников рынка 100% "Оптимы" равняется минимум 200 миллионам долларов.

Гендиректор "Оптимы" Борис Лялин комментарии газете не дал. Управляющий директор Philip Morris в России Лео Маклохлин рассчитывает, что "деятельность обеих компаний будет гораздо более эффективной с точки зрения предоставления лучшего сервиса предприятиям розничной торговли". По словам гендиректора аналитического агентства "Бизнес Аналитика" Андрея Стерлина, это первый случай в российском потребительском секторе, когда появляется дистрибутор "с такой долей рынка". По закону "О конкуренции" сделки между компаниями, совокупная выручка которых превышает 6 миллиардов рублей, требуют согласия антимонопольного органа.

В Федеральной антимонопольной службе сообщили, что пока не получали ходатайства "Мегаполиса" и поэтому отказываются его комментировать газете. Один из участников табачного рынка сомневается, что у группы возникнут проблемы с ФАС: "Это не первый случай объединения бизнеса "Мегаполиса" с другими дистрибуторскими компаниями. Кроме того, компания предоставляет логистические услуги не только табачным компаниям, поэтому ее нелогично обвинять в монополизме".

Однако "Мегаполис" может лишиться части своей доли в следующем году после завершения слияния JTI и Gallaher, - считает Андрей Стерлин. "Совокупная доля этих компаний - 31-32% рынка по стоимости и 35-36% - в натуральном выражении. Если JTI решит дистрибутировать портфель Gallaher через собственную систему, доля "Мегаполиса" сократится до 43% в денежном выражении и 38-39% - в объемном",- предупреждает господин Стерлин.

"Мегаполис" основан в 1998 году, эксклюзивный дистрибутор Gallaher Liggett-Ducat, Imperial Tobacco и Altadis. Совокупный оборот группы в 2006 году составил 2,5 миллиарда долларов, она продала порядка 120 миллиарда сигарет. Кроме того, структуры "Мегаполиса" дистрибутируют продукцию "Балтики" и несколько марок в категориях "кофе", "снеки" и "сопутствующие товары" в разных регионах.

"Оптима" основана в 2002 году. По информации "Интерфакс-Спарка", на август 2006 года 100% акций компании принадлежали единственному акционеру. На рынке владельцем компании считали предпринимателя Альберта Худояна. По данным "Коммерсанта", оборот "Оптимы" в 2006 году составил 1,1 миллиарда долларов.