12.02.2007

Wal-Mart больше не скрывает своих намерений выхода на российский рынок



Как сообщает сегодня ряд изданий, крупнейший мировой ритейлер Wal-Mart собирается выйти на российский рынок. Около пяти лет представители компании наносят визиты в нашу страну, выбирая партнеров среди сетей "Магнит", "Лента", "Рамстор" и X5 Retail Group. Вице-президенты корпорации Майк Братчер и Хуан Фигуейро на прошлой неделе подтвердили, что Wal-Mart плотно изучает Россию на предмет экспансии.

По словам Хуана Фигуейро, российский рынок показывает один из самых впечатляющих темпов роста в мире. Но определенного решения по тому, когда корпорация выйдет на этот рынок, у них пока нет, хотя заинтересованность в этом сохраняется. Вице-президенты Wal-Mart не считают, что партнерство с местной сетью означает именно покупку. Это может быть как покупка полного пакета, так и доли в компании. "Мы пока не решили, какой из вариантов предпочтительнее", - заявил Фигуейро РБК daily.

Майк Братчер подчеркнул, что они в настоящее время исследуют российский рынок, и что стратегия компании будет зависеть от того, кто станет их партнером. По словам Братчера, в России сейчас активно развиваются мультиформатные сети, а у некоторых стран на это ушли десятилетия. В каком формате будет развивать свой бизнес Wal-Mart, по словам вице-президента корпорации, пока также неясно.

Назвать сроки выхода Wal-Mart в Россию они затруднились, зато дали понять, что строить магазины с нуля Wal-Mart здесь не станет. "На основе предыдущего опыта наиболее выигрышная для Wal-Mart стратегия - заключение партнерства с российским оператором, знающим специфику рынка и запросы потребителей", - сообщил Хуан Фигуейро, возглавляющий в Wal-Mart департамент слияний и поглощений. По его словам, Wal-Mart "обсуждала возможность сотрудничества с несколькими крупными российскими ритейлерами", но он отказался сообщить их названия. "При выборе партнера для нас важны следующие критерии: лидерские позиции в своем сегменте, широкая география сети, весомая доля рынка, клиентская база, расположение магазинов. Открытость потенциального кандидата на слияние не так важна. Наш опыт показывает, что заключать партнерства с частными компаниями легче, чем с публичными", - отметил Фигуейро "Ведомостям".

Газета предполагает также, что наиболее вероятные кандидаты в российские партнеры Wal-Mart - петербургская "Лента" и турецкий "Рамстор". Комментировать эту информацию вице-президенты, однако, отказались. По словам главного исполнительного директора X5 Retail Group Льва Хасиса, акционеры X5 Retail Group свою долю продавать в ближайшее время не планируют. Кандидатом на продажу Wal-Mart могла бы стать "Копейка": владелец 100% сети - финансовая корпорация "Уралсиб" - рано или поздно продаст ее инвестору-стратегу. "Но формат "Копейки" для Wal-Mart слишком мелкий", - отмечает бывший председатель совета директоров "Копейки" Александр Самонов. По его словам, никаких предложений Wal-Mart "Копейке" не делала.

Антон Порядин из A. T. Kearney считает, что X5, как лидер рынка, может запросить слишком высокую премию, а "Перекресток" слабо вписывается в политику Wal-Mart. По мнению президента "Дикси" Олега Леонова, для Wal-Mart наиболее логичные варианты - "Лента" либо "Рамстор". Другой интересный кандидат, по его словам, - это "Магнит": он, как и Wal-Mart, начал завоевывать рынок с регионов и имеет схожую стратегию бизнеса.

Майк Братчер же намекнул, что партнером Wal-Mart в России не обязательно станет продуктовый ритейлер: "Wal-Mart - это еще и магазины одежды, рестораны и аптеки. Выходя на новые рынки, мы ориентируемся на форматы, наиболее востребованные покупателями. Если это аптеки или магазины одежды, почему бы не начать экспансию с этих сегментов?", - сообщают "Ведомости".