21.02.2007

У Френкеля нет больше банка

Арбитражный суд Москвы признал ВИП-банк Алексея Френкеля банкротом. В течение года в отношении банка будет открыто конкурсное производство. Роль конкурсного управляющего отдана Агентству по страхованию вкладов. Сам Френкель неоднократно заявлял, что так власти отомстили ему за попытку оспорить решение ЦБ в суде.

Банк Алексея Френкеля, подозреваемого по делу об убийстве первого зампреда ЦБ Андрея Козлова, окончательно признан банкротом. Во вторник соответствующее решение вынес Арбитражный суд Москвы, удовлетворив заявление Центробанка. Теперь в банке будет введено конкурсное производство во главе с управляющим – Агентством по страхованию вкладов.

Одновременно суд отклонил ходатайство акционеров банка, просивших перенести заседание на 45 дней. По их мнению, именно этих полутора месяцев не хватило, чтобы разобраться с документами, которые, возможно, изменили бы исход дела. По информации временной администрации, активы банка составляют около 350,3 млн рублей, тогда как обязательств гораздо больше – на 703,4 млн рублей. Но в ходе заседания суда 28 января выяснилось, что в суд поступили заявления трех кредиторов ВИП-банка – двух иностранных фирм, зарегистрированных в Великобритании, и одной российской. Эти компании отказывались от претензий к кредитной организации на общую сумму 354 млн рублей.

Таким образом активы и обязательства банка примерно уравнивались. Поэтому тогда банкротство отложили. Но отсрочки оказалось недостаточно для истребования документов об этих иностранных компаниях.

Это уже второе за месяц проигранное ВИП-банком дело. 8 февраля 2007 года арбитражный апелляционный суд Москвы подтвердил, что и лицензию у банка отозвали законно.

Конфликт ВИП-банка и Банка России начался летом 2005 года. Тогда ЦБ не принял банк в Систему страхования вкладов (ССВ). Впрочем, тогда еще банк Френкеля мог «не нарываться» и, смирившись с таким положением дел, работать и без ССВ. Но представители кредитной организации смириться не захотели и доказали свою правоту в суде, признавшем решение Цетробанка неправомерным.

Однако радовались победители недолго – в мае 2006 года ЦБ запретил ВИП-банку привлекать средства юрлиц и проводить расчеты, пока не будет устранен ряд нарушений. Затем 16 июня 2006 года последовал и отзыв лицензии.

Сам Френкель всегда был уверен, что ЦБ просто не простил банку попытку оспорить его решение. В одном из своих знаменитых писем, где банкир описывает произвол центробанковских чиновников при допуске в ССВ, он говорит и о своем банке: «В середине мая Центральный банк получает из суда решение о том, что проиграл ВИП-банку дело о страховании вкладов. Через несколько дней банку выносится предписание, запрещающее выполнять какие-либо операции, банк отключается от системы электронных расчетов с расчетно-кассовым центром. За что? За ошибку в бухгалтерском учете 2000 года и два из тысячи паспорта сделок, закрытых как-то не так. Под таким явно формальным предлогом в один день уничтожается банк с десятком региональных подразделений, с 500 сотрудниками, с 15 тысячами клиентов.

Да ещё банку предписывается в течение трёх дней закрыть 600 корреспондентских счетов, на открытие которых ушло несколько лет. Так как банк заставили нести платёжки в РКЦ на бумажном носителе, то появилась возможность ещё три дня эти платёжки не принимать – то печать не очень круглая, то подпись не очень понятная, то бумага не соответствует ГОСТу. Пожалуйста – за три дня цветущий банк превращается в руины, среди клиентов паника».

Нынешнее решение суда мало кого удивило: сам Френкель находится под арестом, а его банк фактически перестал существовать. «Результат был ожидаем», – признает Александр Мурычев, председатель совета ассоциации «Россия». И напоминает, что «за год отозваны лицензии у 60 кредитных организаций». Заместитель председателя правления банка «Союз» Екатерина Демыгина рассказала «Газете.Ru»: «Отзыв лицензии у ВИП-банка, думаю, закономерен. Не возникает мысли, что меры ЦБ неадекватны. Мы в начале 2006 года отказались с ним работать, так как к нему со стороны госорганов были определенные претензии к финансовой устойчивости.

У банка была определенная репутация и, соответственно, своя ниша».

Единственное, что отличает дело ВИП-банка от множества других подобных, так это большой общественный резонанс. Обвинения в адрес ЦБ, содержащиеся в «письмах Френкеля», активно обсуждались в СМИ. Вполне возможно, что эта дискуссия приведет со временем к изменениям в банковском законодательстве, однако пока никто не ждет, что ЦБ изменит свою тактику. Поэтому отзыв лицензий у неугодных Банку России кредитных организаций продолжится. //Сюзанна Камара, Екатерина Мереминская

GAZETA.RU