22.02.2007

МЭРТ рассмотрит "входной билет" в розничной торговле

МЭРТ Сегодня экспертный совет при Минэкономразвития рассмотрит концепцию законопроекта "О регулировании розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания в РФ". В этом документе МЭРТ предлагает ввести запрет "на навязывание дополнительных услуг поставщикам товаров и взимание средств, не связанных непосредственно с оказанием услуг по торговле товарами", а также "запретить взимание платы с поставщика за право осуществлять продажу товаров в данной торговой организации ('входной билет')". Помимо этого, могут быть установлены "пороговые значения по количеству торговых объектов, принадлежащих крупным торговым сетям и представителям малого и среднего бизнеса на территории административно-территориального образования". О содержании этой концепции осведомлены многие ретейлеры и это их тревожит.
Управляющий партнер ProdEco и "Гастрономчикъ" Дмитрий Потапенко считает, что эти поборы касаются производителей только тех товаров, которые выпускаются в избытке - снеков, питьевой воды, бакалеи и др. В том, что закон в таком виде могут лоббировать крупные поставщики уверен гендиректор X5 Retail Group Лев Хасис. По его словам, у мелких поставщиков сейчас, с незнакомым рынку товаром есть хоть какая-то возможность попасть в магазин, но если отменят 'входные билеты', они ее лишатся". Х5, например, считает оптимальным взимать эту плату примерно за 10% продающегося в магазинах товара.
Но поставщики и дистрибуторы утверждают, что за вход в сеть платят все компании без исключения. По словам гендиректора и владельца компании "Мириталь", выпускающей мясные продукты, Алексея Фролова, платят даже такие компании, как Danone или "Вимм-Биль-Данн". С ним согласен и один из крупнейших дистрибуторов соковой продукции "Вимм-Биль-Данна" и "Лебедянского".

Супердоходов "входной билет" обычно сетям не приносит. По словам Потапенко, в 2005 году доход сети магазинов "Пятерочка" от "входных билетов" составлял около 5 миллионов долларов в год при общей годовой выручке 1.359 миллиардов долларов. У ProdEco и "Гастрономчика" этот доход в 2006 году составил приблизительно 100 тысяч долларов при выручке 22 миллиона долларов.

Плата производителей может включать в себя не только премию за начало работы с сетью, но и бонус за открытие ритейлером дополнительных магазинов, стоимость за каждую ассортиментную позицию (SKU - Stock Keeping Unit), за наиболее выгодное размещение в прикассовой зоне и т. д. Например, на сайте "Пятерочки" сообщалось, что аренда полки возле кассы стоит до 360 долларов в год. Концепция закона о торговле предлагает вообще упразднить "взимание средств, не связанных непосредственно с оказанием услуг по торговле товарами". Владелец крупной российской сети говорит, что на долю всех платежей от поставщиков в обороте его сети приходится примерно 1,5-2% или $20-30 млн. Другие, опрошенные Ъ ритейлеры называли примерно такие же цифры.
Впрочем, Алексей Фролов из "Мириталя" уверен, что даже закон не сможет лишить ритейлеров этих доходов - он просто приведет к небольшой коррекции текстов договоров ритейлеров с поставщиками, сообщает "Коммерсант".