26.02.2007

Не игра в шашечки. В столице может начаться война между легальными таксистами и частными извозчиками

Мосгордума в первом чтении приняла закон «О такси». Документ преследует благую цель – защитить пассажиров от так называемых бомбил и недобросовестных извозчиков. Новое такси должно быть цивилизованным – с русскоговорящим и хорошо ориентирующемся в городе водителем, с таксометром, детским сиденьем.

Те машины, которые будут соответствовать этим стандартам, получат «хлебные» места у вокзалов, торговых центров, клубов. Остальных, по убеждению депутатов, на московских улицах остаться не должно. Эксперты убеждены: реформа приведет к росту цен на услуги таксистов. А значит, нововведение прибавит очков не легальным извозчикам, а частникам, с которыми закон должен бороться. Случайно или нет, но такой своеобразный подарок московские депутаты преподнесли к столетнему юбилею столичных «шашечек» (он отмечается в марте).

Новый закон, по замыслу авторов, должен оградить горожан от водителей, колесящих по улицам города на разваливающихся колымагах, и от недобросовестных таксистов, которым закон не писан. Идеальный водитель, по мнению народных избранников, выглядит так: здоровый физически и психически, хорошо знает русский язык, ориентируется в городских улочках и переулках. К тому же он должен обладать рыцарским характером: в первую очередь он обязан останавливаться перед голосующими пенсионерами и женщинами с детьми. К автомобилю, который получит значок «московского городского такси», предъявляются не менее суровые требования: он должен быть оборудован левым рулем, максимум девятью сидячими местами, таксометром и кассовым аппаратом. Внешность машины депутаты Мосгордумы также собираются привести к единому стандарту: без «шашечек» на боках, надписи «такси» на русском языке и светового прибора на крыше транспорт будет приравнен к частному. А ослушников будет ожидать денежная кара: за самовольное присвоение символов легального такси полагается штраф до 50 МРОТ для физических лиц и до 500 МРОТ – для юридических.

А образцы для подражания наградят – например, специальными стоянками в выгодных для извоза местах столицы. Парковки расположатся по всему городу, но основное их скопление ожидается возле вокзалов, аэропортов, торговых центров и ночных клубов. Всех их планируется оборудовать по последнему слову техники, и чужаки туда допускаться не будут.

Грубо вмешиваться в рынок перевозок опасно

Эксперты на инициативу законодателей смотрят скептически. Бороться за «цивилизованный извоз» необходимо, но Москва к этому пока не готова. Несмотря на то, что в столице сегодня насчитывается порядка 250 фирм, которые в кратчайшие сроки доставят клиента из пункта А в пункт Б, машин все равно не хватает. По подсчетам экспертов, Москве недостает еще минимум 22 тыс. автомобилей, занимающихся извозом. Причем потребность горожан в такси, по прогнозам экспертов, будет расти год от года. А ведь к москвичам присоединятся и туристы, за приток которых так активно борются городские власти.

По словам аналитика рынка частных перевозок Всеволода Жулебина, дефицит постепенно компенсируется. Но грубое вмешательство в этот рынок может обернуться плохими последствиями. Сейчас рынок перевозок более-менее стабилизовался: на нем мирно сосуществуют крупные компании и мелкие предприятия, обманывать пассажиров таксисты стали реже, да и знаменитая «мафия» частных извозчиков ослабила свое влияние. В итоге цены в официальных такси хоть и превышают цены частников, но вполне с ними сопоставимы. Стандартная ставка за 20 минут «езды с ветерком» – 250 рублей. Дальше все зависит от времени, проведенного в пути. Минута поездки стоит порядка 8 рублей днем и 10 рублей ночью.

«Хрупкий баланс, установившийся на этом рынке, может нарушиться, – пояснил «НИ» г-н Жулебин. – С одной стороны, мелкие компании вряд ли смогут дотянуть до предъявляемых Мосгордумой требований. Нужно будет системно повышать квалификацию всех сотрудников фирмы. Необходимо будет устраивать ежедневные медицинские осмотры, следить за состоянием машин, отправлять их на плановый техосмотр, а это требует больших денег. С другой стороны, их затраты просто могут не окупиться. Крупные же фирмы, получив привилегированный доступ к хлебным точкам, задерут цены до потолка».

В итоге в накладе останутся простые москвичи. Во-первых, тем, кто привык ездить с гарантией, придется платить больше. Во-вторых, если мелкие компании закроются, такси в Москве станет еще меньше. Мы начнем ощущать дефицит.

Поймать частника

А это сыграет на руку опять же вольным частникам, с которыми депутаты пытаются бороться. Ситуация усугубляется еще и абсолютной безнаказанностью частников. Дело в том, что все водители, занимающиеся частным извозом, по идее, обязаны иметь лицензию. Получить ее можно в Московской автомобильной инспекции. Эта же организация должна следить за тем, чтобы «бомбилы» вели себя на дороге прилично, и отлавливать непослушных. Как правило, выявляют нарушителей просто: провокацией. «Клиент» из малочисленного штата инспекции садится в машину, платит деньги, а потом сдает горе-водителя на руки коллегам. Если частника поймают за извозом без лицензии в первый раз, то он получает предупреждение. Но если случится рецидив – то «бомбиле» придется заплатить копеечный штраф. Однако дело до этого доходит редко. Одного и того же водителя дважды поймать можно, только если целенаправленно за ним следить, на что у Мосавтоинспекции просто не хватает людей.

За место под солнцем

В водительской среде о грядущих переменах только и говорят. На площади трех вокзалов, одном из самых лакомых для таксистов месте, припаркованы в основном частники. Таксисты разных компаний держатся от «бомбил» подальше, но вместе. Компании уже успели поделить площадь на четыре-пять секторов, и на чужую территорию не заглядываются. Другое дело частники: выжить их с территории таксисты, особенно работающие в мелких компаниях, мечтают уже давно.

«Закон уберет отсюда «бомбил», которые отбивают у нас клиентов, – считает водитель Сергей Иванов, ожидающий клиентов возле Ярославского вокзала. – Представь: ты садишься в машину с подмосковными номерами. Будет ли водитель такой машины хорошо знать город? Умело ли он водит, или сел за руль месяц назад? Быстро ли ты доберешься до места назначения, и доберешься ли вообще? Вдобавок к этому частник не заплатит за твое лечение, если случится авария. И нужны ли все эти риски ради сэкономленной сотни рублей?»

Более крупные компании о законе рассуждают со снисходительной улыбкой. «Что частники есть, что их нет, – нам все равно. «Бомбилы» нам не конкуренты, – рассказал «НИ» заместитель генерального директора компании «Московское городское такси» Владимир Овсянников. – За чуть большие, чем у «бомбил» деньги, клиент получает комфортную и безопасную поездку. Все наши машины оборудованы таксометрами, после каждой поездки мы звоним клиентам и выявляем наши возможные недоработки. Частники же в основном иногородние, не знают дорог, нередко они садятся за руль в подпитии».

А вот частники, наоборот, обсуждают инициативу Мосгордумы с пеной у рта. «Я к этим законам отношусь очень плохо, – говорит водитель старой «десятки» Игорь Руднев. – Все это проплатили фирмы таксистов, чтобы нас не пускать. А мне, может, семью кормить надо».

Эксперты прогнозируют: если закон заработает, войны между частниками и «официальными» водителями не избежать. Кстати, первые боевые ласточки полетели несколько лет назад, когда около Курского вокзала избили одного из работников муниципального такси. После этого инцидента таксисты каждую ночь перекрывали конкурентам доступ на площадь Курского вокзала, пропуская только «своих». Через неделю около сотни частников, разъяренные убытками, подрались с таксистами. В драке пострадало около 12 человек. В 2005 году недалеко от Комсомольской площади водители-частники разбили бейсбольными битами желтые муниципальные такси и избили находившихся в них водителей. «Война между организованными таксистами и неорганизованными частниками сейчас на пике, – пояснил «НИ» президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. – И побеждают здесь явно частники. Попытка сделать рынок такси более цивилизованным, скорее всего, обернется только еще большим хаосом».

В ЕВРОПЕ ТОЖЕ «БОМБЯТ», НО НЕ «ГОЛОСУЮТ»

«Полиция задержала владельцев трех компаний такси, подозреваемых в мошенничестве. 21 машина проходит техническую проверку, еще 25 лимузинов разыскиваются». Заметка, напечатанная в пятницу в шведской газете – типичная «сводка с фронта». Извоз – одна из самых криминальных отраслей экономики Швеции, и вместе с тем наименее «шведский» бизнес: он притягивает иммигрантов, зачастую с высшим образованием, не сумевших устроиться на работу по специальности. Если есть водительские права, если ты сумел сдать экзамен на знание города – можешь садиться за руль. В Стокгольме большинство таксистов объединены в шесть крупных компаний, сдающих в аренду машины. Стоимость проезда высока – например, 20-километровый путь из аэропорта в город стоит около 60 долларов. На рынке извоза присутствуют и «леваки»: в основном они поджидают клиентов вечерами в выходные дни у выхода из ресторанов. Хотя борьба с ними ведется, власти не могут похвастаться большими успехами.
Жители Германии по праву гордятся своей системой общественного транспорта. Однотипной желтой раскраски, с непременными «гребешками» на крышах, выстраиваются такси на многочисленных, продуманно размещенных стоянках, имеющих специальное приспособление – ящичек на столбике, подающий звуко-световой сигнал после вызова, отправленного из диспетчерской службы. Стоящий первым в очереди водитель нажимает клавишу на ящичке и узнает от диспетчера адрес в районе данной стоянки. Время прибытия на место заказа редко превышает 5 минут. А вот «голосовать» на обочине в Германии не принято. Это не только обречено на неудачу, но и может привлечь внимание полиции. Почти все немецкие такси – частные, но работающие по единым правилам с общей на всю страну расценкой. В пределах города это 1 евро за каждый километр, плюс 1,5 евро при включении счетчика. Более дальний маршрут расценивается по двойному тарифу. Конкуренция среди таксистов настолько высока, что некоторые из них специализируются на доставке подвыпивших пассажиров в машинах самих заказчиков. Таксист прибывает на мини-мопеде в нужное питейное заведение, где и загружает сначала клиента в машину, а затем свой транспорт в багажник клиентского авто.

Анна СЕМЕНОВА, Карина НАРАЕВСКАЯ, Максим РУДОМЕТКИН

Новые Известия