"Деловой рейтинг высшего образования" покажет привлекательность вузовВ России в скором времени появится система рейтингования вузов, отражающая их привлекательность с точки зрения работодателей и рынка труда. Объединение предпринимателей "Деловая Россия" вчера объявило о запуске проекта "Деловой рейтинг высшего образования". Понятные и прозрачные оценки эффективности системы образования и образовательного потенциала страны будут выявлены ВЦИОМом к началу вступительных экзаменов в вузах. "Деловая Россия" заплатит за это 2 миллиона 800 тысяч рублей.В марте прошлого года президент России Владимир Путин предложил создать независимые рейтинговые агентства для того, чтобы "вуз считался великим не просто по факту происхождения, а отвечал требованиям времени". В апреле 2006 года проблема рейтингования вузов была включена в федеральное послание. Однако, уже не первый год предлагавшая создать бизнес-рейтинг вузов "Деловая Россия" решила не создавать новое агентство, а передать эти функции ВЦИОМу, который выиграл объявленный конкурс. В конкурсе принимали участие восемь организаций, в числе которых "Ромир Мониторинг", "Левада-Центр", РА "Эксперт". Такие бизнес-индикаторы, как уровень зарплаты выпускников вуза, их востребованность у крупных компаний-работодателей, доля выпускников, трудоустроившихся по специальности, число стажировок и бизнес-классов в вузе, наличие договоров о сотрудничестве вуза и работодателя, участие студентов в организованных бизнесом конкурсах - станут оценивающими факторами качества предлагаемого вузами образования. Кроме того, рейтинг предусматривает оценку самого учебного заведения по конкурсу и проходному баллу при поступлении в него и средним затратам на обучение одного студента. Акцент здесь делается на на "развитие образовательных программ, ориентированных на рынок". По словам замглавы департамента госполитики в сфере образования Игоря еморенко, деловой рейтинг предлагает оценить востребованность высшего образования на рынке труда в отличие от существующего у Минобрнауки, который исължиь их показателей, нужных вузу получения государственной аккредитации (доли профессуры, обустроенности аудиторий и лабораторных помещений, объему вузовских библиотек). "Это поможет населению сориентироваться при выборе вуза на основании потребностей рынка труда. Работодатели же получат возможность рекрутировать выпускников вуза-лидера",- считает Игорь Реморенко. Но, по его словам, все же "распределять вузовские бюджеты на основании такого рейтинга пока рано". В феврале-марте планируется провести "пилотаж" инструментария, в апреле закончить сбор данных, а в течение мая пройдет обработка собранной информации. Официальная презентация нового рейтинга российских вузов состоится в июне 2007 года, - сообщает Gazeta.ru. Однако, как пишет "Коммерсант", в вузовском сообществе к деловым рейтингам относятся настороженно. Например, ректор МГТУ имени Баумана Игорь Федоров считает, что бизнес-оценка может оказаться "слишком утилитарной": фундаментальное вузовское образование, по его мнению, не следует воспринимать лишь как прикладной ресурс для бизнеса. Ректоры признаются и в том, что сам бизнес должен заслужить право быть оценщиком ведущего вуза. "Мы старались, чтобы работа по составлению рейтинга вузов была не только "бизнес-заточенной", но и общественно значимой", - уверяет руководитель проекта Николай Брусникин, член генсовета "Деловой России". По его словам, этот рейтинг не должен стать очередным пополнением на полке пылящихся документов, а получить практическую значимость и востребованность. Отечественный вузовский рейтинг на первом этапе охватит 40 регионов, будут опрошены почти 4 тысячи выпускников (не менее пяти от каждого задействованного учебного заведения), 230 ведущих вузов и почти две сотни кадровых агентств, - сообщает издание "Газета". |