Доверия к бизнесу в России нетСпециалисты международной компании Edelman, одного из крупнейших пиар-агентств США, обнародовали результаты Trust Barometer 2007, ежегодного социологического исследования по измерению уровня доверия к бизнесменам, государственным и общественным институтам. Результаты Trust Barometer традиционно получают широкий резонанс в деловых кругах стран Запада и последние несколько лет презентуются на Всемирном экономическом форуме в Давосе. В последнее исследование было включено 18 стран мира, в том числе США, государства ЕС, Япония, Бразилия, Китай и т. д. Для нас исследование интересно тем, что впервые в него была включена Россия. Участниками подробного телефонного опроса стали экономически и социально активные люди в возрасте от 35 лет, в том числе принимающие деятельное участие в политической и общественной жизни своих стран. Как стало известно Sostav.ru, исследование показало, что уровень доверия к российским компаниям изначально ниже, чем к большинству других международных корпораций. Так, на вопрос о доверии к транснациональным корпорациям, штаб-квартиры которых расположены в России, только 18% и 44% респондентов из развитых и развивающихся стран соответственно высказали свое доверие им (для сравнения: Германии доверяют 68% и 79% участников опроса соответственно). Россия оказалась на последнем месте по уровню доверия. Доверие к одной из крупнейших российских компании - ОАО "Газпром" высоко только в России (67%); в Китае - уже 48%; завершает список Великобритания с 5% доверия к этой российской корпорации. Таким образом, наименьшим доверием российские организации пользуются в развитых странах. Внутри России наибольшим доверием обладает бизнес (39% российских респондентов), что является общей тенденцией для государств с развивающейся экономикой (например, средний показатель для развивающихся стран - 60%, для развитых - 47%). В развитых странах ситуация иная: здесь большее доверие вызывают негосударственные общественные организации (в странах ЕС - 50% респондентов, в Северной Америке - 57%). В свою очередь, Россия демонстрирует самый низкий уровень доверия к НГО (27%). И наконец, общая тенденция для всех государств - низкий уровень доверие к государству как общественному институту, а также постепенное снижение доверия к СМИ (Россия - 32%, ЕС - 35%, Северная Америка - 38%). "На общем фоне у нас довольно слабая инфраструктура доверия, - подвел итоги в своем комментарии Sostav.ru Евгений Кузнецов, управляющий директор агентства Imageland PR, представляющего Edelman в России. Нет авторитетов. Нет механизмов распространения доверия. Потому что сейчас основной коммуникационный канал на Западе - это мнение авторитета. Передача информации может осуществляться и через СМИ, но источником мнения СМИ должен быть реальный специалист - эксперт или ученый. А в России основной канал распространения информации о компании - это первое лицо, пресс-релиз, или Интернет-сайт. А этому уже никто не верит. И виноваты в этом сами компании, не умеющие выстраивать эффективную коммуникационную стратегию". По мнению Дэвида Брайна, президента и главного исполнительного директора (CEO) по Европе компании Edelman, в России недооценивается влияние и не уделяется достаточного внимания взаимодействию с негосударственными общественными организациями, авторитет которых признается в других странах. Между тем НГО, работающие в развитых странах и располагающие высоким уровнем доверия, вносят серьезный вклад в развитие репутации компаний, действующих на региональных рынках. В результате российские компании, которые не осуществляют эффективного сотрудничества с НГО по вопросам социального развития, теряют доверие со стороны аудиторий иностранных государств. Одним из главных выводов исследования, касающимся ситуации внутри нашей страны, можно назвать особое недоверчивое мышление, свойственное россиянам. Оно заключается в том, что в стране существует своеобразный круг недоверия и нигилизма, характерный для общественных отношений. У нас никто никому не верит. Средний показатель доверия российских респондентов к национальным государственным, общественным, коммерческим организациям, СМИ и религиозным учреждениям составляет 32% (для сравнения: в ЕС - 41%, Северной Америке - 48%, Латинской Америке - 57%). Отсутствие доверия к коммерческой организации или общественному институту становится причиной формальной, "неискренней" обратной коммуникации. Это, в свою очередь, провоцирует новый виток недоверия к их действиям. Международное исследование, проведенное компанией Edelman, показало, что в современных условиях на уровень доверия к коммерческим, общественным и государственным организациям влияет развитие "горизонтальных коммуникаций", получение информации от источника, который воспринимается как "равный", что подразумевает общность интересов. Такой информации больше всего доверяют в Латинской и Северной Америке (например, Бразилия на 1-м месте - 88% респондентов, Мексика - 78%, Канада - 54%, США - 51%). Россия в этом списке занимает предпоследнее место (31%), обгоняя по уровню доверия к информации "от равного к равному" только Францию (26%). В компании Edelman намерены и далее проводить исследования Trust Barometer в России, а выводы, сделанные по их итогам, станут основой для принятия практических решений и рекомендаций. Александр Кленин, Sostav.ru |