28.02.2007

Финкельштейн не пустит пиратов на "Титаник". Бизнесмен покупает две сети, торгующие аудио- и видеопродукцей в Петербурге

Как стало известно Ъ, корпорация PMI, принадлежащая петербургскому предпринимателю Евгению Финкельштейну, ведет переговоры о приобретении сетей магазинов аудио- и видеопродукции "Титаник" и "Айсберг". После завершения сделок доля PMI на петербургском рынке мультимедийной розницы достигнет 30%. Но она может сократиться, если господин Финкельштейн выполнит свое обещание перевести все купленные магазины на торговлю исключительно лицензионной продукцией, прогнозируют эксперты.

В конце прошлого года PMI купила крупнейшую мультимедийную сеть Петербурга "Десятка" из 24 магазинов. Как рассказали Ъ сразу несколько участников рынка музыкальных прав, в ближайшее время PMI может присоединить к ней еще две местные сети "Айсберг" и "Титаник". Эту информацию подтвердил Евгений Финкельштейн. По его словам, договоренность с владельцами "Айсберга", включающего 15 магазинов, уже достигнута: сеть планируется присоединить к "Десятке" путем слияния. "Переговоры с владельцами 'Титаника' возобновятся, как только в сети завершится проверка на наличие контрафактной продукции",– добавил бизнесмен (см. Ъ от 15 февраля). Заместитель гендиректора по связям с общественностью "Айсберга" Анна Кончарова договоренность с PMI пока не подтвердила, но и не опровергла. Получить комментарии в сети "Титаник" вчера не удалось.

Выручку "Десятки" эксперты оценивают в $20 млн, "Титаника" – в $15 млн, "Айсберга" – в $13 млн. По словам президента ГК "Союз" Александра Менна, обычно сети аудиовидеопродукции оцениваются по коэффициенту 0,6-0,65 к годовому обороту. Таким образом, за все три компании PMI может заплатить около $27 млн. Источник, близкий к переговорам, однако, сообщил, что речь идет о $5-6 млн за каждую компанию. Все три сети PMI планирует объединить под единым брэндом.

Корпорация PMI (ООО "Петербургская музыкальная индустрия") объединяет промоутерскую компанию "Планета Плюс", агентство по продаже билетов "Кассир.ру", рекламное агентство PMI ProMedia, сеть магазинов "Десятка" и местные радиостанции, работающие по лицензии "Русского радио", "Love Радио", D-fm, "Максимума", "Спутника". Оборот в 2006 году, по оценкам экспертов, $50 млн. Принадлежит Евгению Финкельштейну.

После приобретения "Айсберга" и "Титаника" PMI получит, по оценкам экспертов, более 30% петербургского и 3% российского рынка продаж аудио- и видеоносителей, которые оцениваются в $750-950 млн и $10 млрд соответственно. Евгений Финкельштейн обещает, что его магазины будут торговать только лицензионной продукцией. Сейчас большая часть ассортимента обеих сетей – пиратские диски. "Мы не поставляем в эти сети свою продукцию напрямую,– сказал гендиректор EMI Gala Records Александр Блинов,– и у нас есть опасения, что доля легальной продукции в них не достигает 100%".

Эксперты предупреждают, что PMI не удастся сохранить значительную долю на рынке, если компания перейдет на легальную продукцию. "При переходе на легальные продажи магазины, арендующие помещения в дорогих торговых центрах, придется либо закрыть, либо дотировать, поскольку рентабельность бизнеса резко снизится,– уверен Александр Менн.– У пиратов она достигает 500%, а маржа легальных ритейлеров составляет всего 50%, и они делятся доходами с правообладателями". В том, что удастся полностью заменить пиратскую продукцию на легальную, сомневается и адвокат юридической компании "Усков и партнеры" и патентный поверенный РФ Вадим Усков: "Вытесненная пиратская продукция уйдет в другие магазины. Сети сегодня реализуют достаточно легальной продукции, но приторговывают контрафактом, иначе их рентабельность значительно упадет".

ИРИНА Ъ-БЫЧИНА, Санкт-Петербург; ЮЛИЯ Ъ-КУЛИКОВА

КоммерсантЪ