02.03.2007

Соавторское телевидение. Инвестиционные фонды пришли на рынок телепрограмм

Как стало известно Ъ, фонд прямых инвестиций "Квадрига Капитал Россия" приобрел у Анатолия Малкина и Киры Прошутинской контрольной пакет акций ЗАО "АТВ Продакшн", производящего телепрограммы. Сделка оценивается в $30 млн. Это первый случай прихода финансового инвестора на рынок телепрограмм, чей объем достиг $900 млн в год. Эксперты говорят о начале стремительной консолидации этого сегмента телевизионного рынка. Контрольный пакет акций ЗАО "АТВ Продакшн" ("Авторское телевидение") "Квадрига Капитал Россия" приобрела в результате допэмиссии акций ЗАО, сообщили в фонде. Миноритарный пакет остался у прежних владельцев компании – создателей АТВ Анатолия Малкина и Киры Прошутинской. Сделка была закрыта в начале 2007 года. Сумму сделки стороны не разглашают. Эксперты оценивают оборот АТВ за 2006 год в $25 млн и при оценке стоимости компаний этого сектора применяют коэффициент от 1,5 до 3 к обороту в зависимости от доли рынка и библиотеки. По их мнению, с учетом премии за контроль "Квадрига" заплатила $30 млн. По информации Ъ, в сделку не вошло здание в Казачьем переулке в Москве, принадлежащее акционерам АТВ.

"Все деньги будут направлены на развитие компании,– уточнила вчера представитель 'Квадриги' Алена Осипова.– В частности, на приобретение оборудования для производства в цифровом формате, на создание собственной продукции (не под конкретные заказы телеканалов, а для самостоятельной продажи прав.– Ъ), а также на приобретение западных форматов". Интерес фонда к продакшн-компании, по ее словам, связан с тем, что в общем объеме российского медиарынка доля телевидения постоянно увеличивается, но основные активы этого рынка – телеканалы, очень дороги: "Фонды прямых инвестиций обычно вкладывают в проекты около $25 млн. На эти деньги можно купить только очень маленькую долю телеканала, не дающую возможности влиять на бизнес. Поэтому логично покупать сервисные телекомпании". Однако основной причиной покупки в "Квадриге" называют стремительный рост спроса на контент из-за развития цифрового и кабельного телевидения. "Чтобы сейчас сохранить и увеличить долю на рынке, нужны финансовые вливания 'на перспективу', собственных средств хватает лишь на текущее производство",– объясняет причины привлечения финансового партнера гендиректор АТВ Андрей Прошутинский. "АТВ Продакшн" – один из ведущих независимых производителей телевизионных программ ("Времечко", "Старая квартира", "Дежурный по стране", "В поисках утраченного" и других), сериалов ("Таксистка", "Дневник убийцы") и документальных фильмов. У компании есть четыре студии в принадлежащем ее создателям здании в Казачьем переулке, библиотека АТВ превышает 10 тыс. часов телепродукции.

"Квадрига Капитал Россия" – немецкая управляющая компания с главным офисом во Франкфурте-на-Майне, активно работает в России с 1995 года. В 2006 году "Квадрига" привлекла средства для создания нового Фонда прямых инвестиций, инвесторами которого выступили ЕБРР, Международная финансовая корпорация (МФК), фонд 3i и некоторые другие организации и частные лица. Общий капитал фонда – $136 млн, которые предполагается вложить в малые и средние российские предприятия.

АТВ не первая продакшн-компания, крупный пакет которой приобрел Фонд прямых инвестиций. В марте 2002 года фонд Mint Capital приобрел блокирующий пакет акций "2В Студия", а в январе 2005 года управляющий активами Леонида Блаватника компания Access Industries Holdings заплатила $45 млн за пакеты акций в компаниях группы "Амедиа" (сейчас ей принадлежит консолидированный контроль в ГК). Однако, отмечают эксперты, основу бизнеса и "2В", и "Амедиа" составляют телевизионные сериалы, в то время как АТВ специализируется на телевизионных программах. "Покупка АТВ фондом прямых инвестиций – первый случай прихода независимых финансовых инвесторов на рынок телепрограмм,– говорит директор по связям с общественностью 'Феникс Фильм' Анастасия Глинская.– До сих пор он оставался более сегментированным, чем рынок сериалов, его игроки были мельче". Объемы этих рынков, между тем, сопоставимы: по оценкам экспертов, на сериалы телеканалы тратят не более 1 млрд, а на телепрограммы – около $900 млн. Однако на долю независимых, неаффилированных с телеканалами производителей сериалов приходится 40% рынка, а на долю производителей телепрограмм – всего 20%.

Выход инвестиционного фонда на рынок телепрограмм означает начало процесса консолидации этого сегмента и укрупнения компаний, работающих в нем, считает президент "Амедиа" Александр Акопов: "Консолидация может идти не только за счет приобретения более мелких игроков более крупными, но и за счет перекупки сотрудников или даже целых проектов с командами". С тем, что время небольших производителей телепрограмм уходит, соглашаются и сами финансовые инвесторы, признаваясь, что хотят сыграть на неизбежности консолидации этого рынка. Представитель Mint Capital Владимир Залужский называет две причины этого процесса: "Из-за растущей конкуренции между телеканалами требуется все более высокое качество продукции, которое можно обеспечить, только обладая серьезными ресурсами. Кроме того, большим каналам удобнее работать с крупными поставщиками контента – так надежнее".

ЮЛИЯ Ъ-КУЛИКОВА

КоммерсантЪ