Пузырится и шипит. Обзор рынка прохладительных напитков г. Иваново
Исследования межрегионального маркетингового центра «Иваново» Летом 2006 года Межрегиональным маркетинговым центром «Иваново» было проведено исследование рынка прохладительных напитков г. Иваново. В ходе исследования были выявлены:
- предпочтения потребителей по видам прохладительных напитков;
- «портрет» потребителей минеральной/питьевой воды и лимонадов, в том числе половозрастной состав и распределение по уровню доходов;
- частота потребления минеральной/питьевой воды и лимонадов;
- критерии выбора минеральной/питьевой воды и лимонадов;
- предпочтения потребителей по маркам минеральной/питьевой воды и лимонадов.
Исследование проводилось методом стандартизированного телефонного интервью среди жителей города в возрасте старше 18 лет. Выборочная совокупность, репрезентирующая население по полу и возрасту, составила 400 человек.
Проведенный опрос показал, что наибольшей популярностью у горожан пользуются такие виды прохладительных напитков, как минеральная/питьевая вода, соки и лимонады, – их потребляют соответственно 62,2, 42,8 и 42,3% опрошенных (рис. 1). Холодному чаю отдает предпочтение примерно каждый пятый – 20,5% респондентов.
Рассмотрим более подробно сегменты минеральной/питьевой воды и лимонадов. Среди жителей Иваново, предпочитающих эти прохладительные напитки, несколько выше доля женщин – 53,7% опрошенных. Что касается возрастной структуры потребителей, то наиболее значительная их доля – 25,4% – приходится на молодежь от 18 до 30 лет. Доля потребителей 30–39 лет составляет 17,6%. На старшие возрастные группы – 40–49 и 50–59 лет – приходятся соответственно 22 и 15% горожан, а на лиц в возрасте 60 лет и старше – примерно 20% любителей прохладительных напитков.
Также был проведен анализ структуры потребителей минеральной/питьевой воды и лимонадов по уровню среднемесячного душевого дохода. Уровень дохода большинства потребителей – 40,8% опрошенных – составляет от 3 до 5 тысяч рублей в месяц. Примерно четверть потребителей – 23,6% респондентов – имеют доход от 2 до 3 тысяч рублей. Наиболее низкими – менее 1,5 тысяч рублей – и наиболее высокими – более 10 тысяч рублей – доходами обладают соответственно 5,3 и 4% потребителей.
Большинство потребителей пьют минеральную/питьевую воду достаточно часто – каждый день или 2–3 раза в неделю – так ответили соответственно 34,9 и 31,1% респондентов (рис. 2).Значительная доля опрошенных – 18,9% – потребляют бутилированную воду один раз в неделю. Реже, чем раз в месяц, минералку и питьевую воду пьют 1,7% опрошенных. В среднем частота потребления этих напитков на одного человека составляет 3 раза в неделю.
В рейтинге критериев выбора марки минеральной/питьевой воды первое место занимают вкусовые характеристики напитка – так ответили 66,4% респондентов (рис. 3). На втором месте по важности располагается цена – она имеет решающее значение для 35,2% участников опроса. Стоит отметить, что реклама минеральной/питьевой воды в наименьшей степени влияет на предпочтения потребителей – на нее ориентируются всего лишь 0,5% опрошенных.
По итогам анализа потребительских предпочтений по маркам минеральной/питьевой воды, наибольшее число голосов пришлось на долю «Зеленого городка» (ООО «Акваключ», Ивановская область) – его выбирают 42% респондентов (рис. 4). Кроме того, у горожан популярны такие марки, как «Зеленый город» (ООО «Источник» г. Иваново), «Серебряный сокол» (ООО «Рожново», Владимирская область) и «Суздальская» (ООО «Суздальские напитки», Владимирская область) – их отметили соответственно 23,9, 15,3 и 14,3% потребителей. Менее 10% ответов набрали марки «Бон Аква» (ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия»), «Аква Минерале» (The Pepsi Bottling Group/PepsiCo) и «Сосневская» (ООО «Норд-Вест», г. Иваново) – соответственно 9,4, 8,7 и 8,4%. В категории «Другие» чаще всего встречаются марки «Шишкин лес» (ООО «Шишкин лес холдинг», Москва), «Боржоми»* (Georgian Glass & Mineral Water Go.N.V., Грузия) и «Нарзан» (ОАО «Нарзан», Ставропольский край, г. Кисловодск).
Что касается лимонадов, то более трети опрошенных пьют их каждый день, а примерно четверть аудитории – 2–3 раза в неделю (рис. 5). Почти каждый шестой – 16,9% опрошенных – потребляют эти напитки раз в неделю. Реже 1 раза в месяц лимонады пьют 14,3% респондентов. В среднем частота потребления этого вида прохладительных напитков на одного человека составляет 4 раза в неделю.
Как показали результаты исследования, к основным критериям выбора той или иной марки лимонадов большинство респондентов относят вкусовые характеристики – так ответили 61,5% участников опроса (рис. 6). На цену в первую очередь обращают внимание 38,3% горожан. Выбор четверти аудитории – 23,2% опрошенных – определяется известностью марки, а 21,5% респондентов приобретают лимонады, исходя из собственного опыта. Так же как и в случае с минеральной/питьевой водой, реклама практически не оказывает влияния на предпочтения потребителей лимонадов – этот критерий выбора отметили 0,7% участников опроса.
Что касается предпочтений ивановцев по маркам лимонадов, то 36,4% опрошенных выбирают продукцию «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» (рис. 7). Примерно одинаковое число голосов получили такие марки, как «Мастер» (ООО «ПК «Мастер», Московская область) и «Лимпопо» (ООО «Лимпопо», г. Иваново) – их назвали соответственно 18,7 и 18,2% респондентов. Чуть меньшим спросом пользуется лимонад «Марочный» (ЗАО «Виртек», Московская область) – его предпочитают 17,9% опрошенных, а также продукция The Pepsi Bottling Group/PepsiCo – 16,2% потребителей.
По результатам проведенного исследования можно сделать несколько основных выводов.
В основном потребители прохладительных напитков отдают предпочтение минеральной/питьевой воде, сокам и лимонадам. Минеральную/питьевую воду и лимонады практически в равной степени потребляет как женское, так и мужское население, преимущественно в возрасте 40–49 лет с уровнем среднемесячного душевого дохода 3–5 тысяч рублей в месяц.
В среднем частота потребления минеральной/питьевой воды составляет 3 раза в неделю, а частота потребления лимонадов – 4 раза в неделю.
При выборе минеральной/питьевой воды и лимонадов потребители в первую очередь обращают внимание на вкусовые характеристики и цену.
В сегменте минеральной/питьевой воды наибольшим спросом пользуется продукция местного производителя – ТМ «Зеленый городок», а среди марок лимонадов особенно популярна Coca-Cola.
* С мая 2006 года ввоз и реализация минеральной воды «Боржоми» на российский рынок были приостановлены. Причиной запрета стало несоответствие воды санитарным нормам.