09.03.2007

"Система" написала телепрограмму под основателя "Коммерсанта"

Основатель ИД "Коммерсантъ" Владимир Яковлев решил вернуться в медиабизнес. В среду стало известно, что он назначен генеральным директором принадлежащей АФК "Система" компании "Стрим Контент", которая займется производством телепрограмм. За полтора года "Система" потратит на проект $50 млн, чтобы закрепиться на этом рынке, который эксперты считают перспективным, но пока малопонятным.
По словам Владимира Яковлева, заняв пост гендиректора "Стрим Контента", он стал также акционером этой компании, которую контролирует концерн "Система масс-медиа" (СММ). Размер своего пакета господин Яковлев не назвал. Гендиректор СММ Михаил Дунаев назначение подтвердил. По информации Ъ, переговоры о назначении Владимира Яковлева длились пять месяцев. Его пригласил на эту должность Владимир Евтушенков, владелец контрольного пакета АФК "Система". Михаил Дунаев лоббировал кандидатуру Николая Зацепина, которого недавно назначил своим заместителем.

Владимир Яковлев родился 8 марта 1959 года. В 1981 году окончил международное отделение журфака МГУ. Работал корреспондентом в газете "Советская Россия", журналах "Работница" и "Огонек", еженедельнике "Собеседник". В октябре 1987 года создал частную справочно-информационную службу "Факт", первую в СССР. В 1989 году открыл информагентство "Постфактум". 8 января 1990 года начал выпуск первой в стране деловой газеты – еженедельника "Коммерсантъ", на основе которого позже был создан ИД "Коммерсантъ". В июле 1999 года Владимир Яковлев, Борис Каськов и Леонид Милославский продали акции ИД британскому бизнесмену Киа Джурабчиану. В августе стало известно, что 100% акций Ъ купил Борис Березовский.

ЗАО "Стрим-ТВ" образовано в октябре 2006 года. 100% акций принадлежат СММ. В компанию объединен 31 оператор кабельного телевидения в Москве и ряде крупных городов России. Оператор обслуживает около 1,5 млн абонентов. Ежемесячная выручка, по оценкам iKS-Consulting, составляет порядка $4,5 млн. ЗАО "Стрим Контент" создано в конце 2006 года как производитель телеканалов и программ для "Стрим-ТВ".

Под руководством нового гендиректора "Стрим Контент" займется производством и продюсированием ТВ-контента: отдельных телешоу и полномасштабных каналов, прежде всего развлекательных, которые будут запущены до конца 2007 года. "Компания будет заниматься только производством собственного телеконтента,– рассказал Михаил Дунаев.– Существующие сегодня каналы в ведение 'Стрим Контента' пока не переходят". Господин Яковлев уточнил, что его компания займется агрегацией, формируя канал из чужого продукта, только в тех случаях, когда агрегирования потребует новая идея. "Основным потребителем нашей продукции станет компания 'Стрим-ТВ', однако мы также будем продавать наши программы сторонним заказчикам",– сказал он. По его словам, бюджет проекта на период старта – ближайшие 1,5-2 года – превышает $50 млн. А господин Дунаев добавил, что стратегию развития компании совет директоров СММ заслушает в апреле.

Бюджет, заявленный Владимиром Яковлевым, участники рынка называют достаточным для успешного запуска проекта. "$50 млн вполне хватит, чтобы за полтора-два года стать заметным игроком на рынке",– считает президент компании "Амедиа" Александр Акопов. "Производство внеэфирного ТВ-контента – не вопрос денег,– полагает президент компании 'СТС Медиа' Александр Роднянский.– При создании нишевых каналов деньги имеют вторичное значение по отношению к идеям: за $50 млн можно сделать и 10 хороших каналов, и 50. Вспомните Fashion TV, который стоил не больше $1,5 млн в год, но свою нишу на рынке занял". По его мнению, именно это обстоятельство приняли в расчет, когда проект доверили Яковлеву: "Решение очень неожиданное, но сильное: он талантливый человек".

Для производителя контента быть ограниченным рамками одной ТВ-платформы – это минус, отмечает господин Роднянский. А гендиректор телекомпании АТВ (делает для "Стрим-ТВ" телеканал "Ретро") Андрей Прошутинский отмечает, что "свое производство сегодня, как правило, дороже покупки контента". Наконец, пока не ясно, кто будет платить за контент для нишевых каналов, интернета и сотовых телефонов,– рекламодатель или зритель, рассуждает Александр Акопов: "Поскольку пока не ясно, какой именно контент, кто и в каких объемах будет использовать, только через три-пять лет рынок сформируется и станет понятно, окупаются ли такие проекты".

Выйдя на рынок производства контента, компания столкнется с ожесточенной конкуренцией. "Такой бизнес начали или планируют запустить 'Первый канал', ВГТРК, мы, 'Проф-медиа'",– говорит Александр Роднянский. "Амедиа", по словам Александра Акопова, уже создала Amedia Myscreen – компанию для производства альтернативного контента.

ТИМУР Ъ-БОРДЮГ, Юлия Ъ-Куликова, АЛЕКСАНДР Ъ-КУКОЛЕВСКИЙ



"Мне надоело этим не заниматься"

О том, что заставило его после семилетнего перерыва вновь заняться журналистикой, ВЛАДИМИР ЯКОВЛЕВ рассказал Ъ.

– Почему вы решили вернуться в медийный бизнес?

– Я люблю медиа, и мне надоело этим не заниматься. Мы довольно давно знакомы с Владимиром Петровичем (Евтушенковым, главой АФК "Система".–Ъ), он месяцев пять назад пригласил меня в этот проект, который меня заинтересовал. Площадка "Стрим-ТВ" – очень интересная площадка, особенно в ситуации, которая складывается сегодня на российском медийном рынке. Ему предстоит очень сильно измениться, сейчас на нем происходят несколько глобальные, почти кризисные изменения.

– Что вы имеете в виду?

– С одной стороны, речь идет об изменении взаимоотношений бумаги и интернета. С другой – сейчас в принципе полностью меняется журналистская культура, меняется идеология журнализма. Это всемирный процесс, который затрагивает и Россию. В России его дополнительно усиливает то, что умирает информационная журналистика, которая господствовала на нашем медиарынке последние 15 лет. Она умирает, так как была основана на двух постулатах: сухой информации и совете. Факт плюс совет – это хорошая схема в условиях быстроразвивавшегося общества, когда жизнь постоянно менялась. Изменения вызывают информационный голод, в таких условиях нужна тяжелая простая информационная пища.

– Вы считаете, что эпоха перемен в стране завершается?

– В общем и целом журналистика, созданная периодом очень быстрого изменения российского общества, умирает, потому что страна становится более стабильной. За последние десять лет аудитория усвоила такое количество информации, что сейчас людям за усвоение новой информации нужно приплачивать. С советами тоже уже явный перебор. Читатели много чего попробовали и подчас лучше журналистов знают предмет. Это касается не только потребительской сферы, но и политики, бизнеса. Количество той консультативной информации, которую может сообщить бизнесмену журналист, уменьшается, и она становится все более узкопрофессиональной. Информационная журналистика перестает быть интересна широкому кругу читателей, ему теперь нужны другие продукты, которые он пока не получает. В условиях информационного голода нужно было дать аудитории простые и понятные продукты – хлеб и кусок мяса. Когда голода больше нет, а есть приятный аппетит, нужно уметь вкусно готовить. Что, естественно, требует намного большего профессионализма журналистов – работать в условиях информационного голода гораздо проще.

– Так какими же должны быть СМИ в новых условиях?

– Пока это никому не известно. Читатель никогда не знает, что ему нужно, ему просто перестает нравиться то, что есть. А найти то, что нужно,– задача журналистов. Сейчас образ новых СМИ только формируется, и единственная возможность его нащупать – эксперимент. Хотя на рынке сейчас есть издания, которые ближе к новой модели, чем другие. Например, журналы "Эсквайр", New Times Рафа Шакирова.

– Как эти изменения скажутся на традиционных информационных СМИ?

– Что касается прессы, то она должна скоро найти новый язык. Тиражи тех изданий, которые его найдут, будут расти, а остальных – сокращаться. Поэтому мне интересно начинать проекты на российском рынке, интересно участвовать в создании новых СМИ. Собственно, "Коммерсантъ" был создан как раз в такой момент. Другая сторона происходящих на медиарынке изменений – это то, что эфирное телевидение начинают понемножку поджимать кабельные каналы. Именно поэтому развитие кабельного и в целом платного ТВ очень интересно сейчас. А платное ТВ, в свою очередь, уже подпирает IP-телевидение.

– Продав в 1999 году Ъ, вы словно в воду канули: все эти годы о вас и о ваших проектах у широкой медийной общественности не было никакой информации. Чем вы занимались все это время?

– Личными делами. В этот период у меня были проекты не в России, не очень значительные. Некоторые из них были связаны с интернетом.

Интервью взял ТИМУР Ъ-БОРДЮГ



КоммерсантЪ