Мобильник за 2 доллара. Корпорация Motorola обещает сделать самый дешевый мобильник: себестоимость телефона составит 2 доллараMotorola намерена снизить себестоимость своих бюджетных телефонов до 2 долларов. Сократить издержки компания рассчитывает за счет использования дешевых материалов и новых технологий производства. Основные конкуренты Motorola из концерна Nokia говорят, что пока довольны существующим набором моделей. Ретейлеры уверены, что проблема Motorola не в цене, а в отсутствии революционных новинок. По словам главного исполнительного директора компании Motorola Эда Зандера, затраты на производство нового дешевого мобильника составят от 2 до 5 долларов. «Motorola намерена бороться с сокращением маржи удешевлением себестоимости низкобюджетных телефонов» Руководитель концерна отметил, что снижение себестоимости будет происходить не только из-за применения недорогих материалов. Дешевле станет технология производства. «Мы хотим удостовериться, что производство дешевых телефонов даст нам приличную доходность», – заявил он. «Управление стоимостью станет ключевым процессом производства мобильных устройств», – обещает господин Зандер. Заявление Эда Зандера последовало после объявления неутешительных финансовых итогов Motorola в 2006 году, которые откровенно разочаровали инвесторов. При росте продаж на треть чистая прибыль компании сократилась на 20%. В России в 2006 году лидером продаж в сети «Евросеть» стала именно Motorola с долей 19,4%. При этом в структуре продаж Motorola большая доля приходится на самую низкую ценовую категорию, отметил пресс-секретарь компании «Евросеть» Очир Манджиков.Экспертов не удивили последние результаты Motorola, поскольку в прошлом году компания не смогла создать столь же успешной модели, как RAZR, и укрепиться в среднем и высоком ценовых сегментах рынка мобильных телефонов. Руководство концерна сокращение прибыли объяснило общемировым снижением цен на телефоны. Motorola пришлось снизить цены не только на телефоны средней и высокой ценовой категории, но и на бюджетные модели, которые продаются на развивающихся рынках. Именно на рынках развивающихся стран наблюдается повышенный спрос на низкобюджетные модели и, как следствие, ценовая борьба между производителями. Участники рынка отмечают, что дешевые телефоны и борьба на развивающихся рынках между основными конкурентами в этой области – Nokia и Motorola – негативно сказываются на их финансовых показателях. Теперь Motorola намерена бороться с сокращением маржи удешевлением себестоимости низкобюджетных телефонов. Представители компании опираются на исследования аналитиков, которые прогнозируют дальнейшее снижение стоимости и без того самых дешевых телефонов. По данным агентства ABI Research, в 2011 году каждый четвертый проданный сотовый телефон будет стоить менее 20 долларов. Также постепенно создаются технологии, позволяющие удешевить производство сотовых аппаратов. Например, компания Silicon Laboratories в 2006 году заявляла о разработке платформы Si4901 AeroFONE, специально предназначенной для самых дешевых мобильных телефонов бюджетного класса. Чип AeroFONE позволяет снизить себестоимость мобильного телефона до 16 долларов. Сейчас стоимость самой дешевой модели Motorola С113 в России составляет около 1 тыс. рублей. С учетом всех вычетов (налоги, пошлина и наценка продавцов) поставка в страну происходит по цене около 25 долларов. Оценить себестоимость производства модели в российской Motorola затруднились. Стоимость низкобюджетной модели Nokia 1110 – основного конкурента компании Motorola на российском рынке – находится в пределах 1700 рублей. В пресс-службе представительства Nokia отказались комментировать заявления конкурентов. Данные о себестоимости производства Nokia не раскрывает. Менеджер компании по коммуникациям Виктория Еремина отметила, что в Nokia довольны объемами продаж. «Компания предлагает сбалансированный портфель продуктов, который рассчитан на широкий круг потребителей», – заключила представитель Nokia. Если на азиатских рынках спрос на дешевые модели растет, то в России наметилась тенденция к увеличению средней розничной цены телефона. По данным «Евросети», средняя цена выросла на 18% – до 193 долларов, в 2007 году она также продолжит свой рост и на конец года, по прогнозам, составит примерно 215 долларов. В будущем конкуренцию Nokia и Motorola, удерживающим прочное лидерство на рынке дешевых телефонов, может составить компания Sony Ericsson, которая в рамках 3GSM-конгресса в Барселоне представила новый телефон Sony Ericsson j100, который обладает лишь базовыми функциями – звонок и SMS – и обещает стать одним из самых популярных мобильников в классе бюджетных телефонов. Эксперты уверены, что слабые результаты Motorola связаны с отсутствием новых привлекательных моделей. Очир Манджиков считает, что единственная проблема компании Motorola заключается в продуктовой линейке. «Если компании удастся ее решить, у Motorola есть все шансы остаться в лидерах российского рынка», – заметил специалист. На прошедшем в феврале 3GSM-конгрессе Motorola представила несколько новых продуктов, обладающих высокоскоростной производительностью. В модели MOTORIZR Z8 впервые использован гибкий механизм, позволяющий аппарату повторять контуры лица. Motorola рассчитывает на успех новых моделей. В компании прогнозируют, что первое полугодие 2007 года будет для компании достаточно напряженным, но значительный рост доходов во втором полугодии обещает компенсировать потери. Наталья Жогова Взгляд |