"Это уже не экономика, а какой-то госкапитализм". Владимир Путин вмешался в контракт между РФПЛ и телекомпанией "НТВ-Плюс"
Как заявил вчера Виталий Мутко, "мне понятно, что случилось: просто проигравшая в споре за телеправа сторона "зашла" к президенту и проинформировала его, как ей было нужно", сообщает газета "Коммерсант". По его словам, "'Спорт' предложил РФПЛ всего 600 тысяч долларов за сезон". Зато "Газпром-медиа" не поскупилась - четырехлетний контракт должен был стоить "НТВ плюс" 92 миллионов долларов (по 23 миллионов долларов в год). Корпоративная позиция телекомпании "НТВ-Плюс" по этому поводу такова: "контракт не вступает ни в малейшее противоречие с пожеланиями президента. "НТВ-Плюс" тоже выступает за здоровый образ жизни, но профессиональный футбол не имеет к этому прямого отношения. Речь идет о показе матчей российской премьер-лиги, и задача телекомпании - привести футбольно-телевизионный рынок в соответствие с экономическими реалиями. Создается впечатление, что подача информации о контракте президенту была не совсем верной. "НТВ-Плюс" ни у кого ничего не отнимает. Все условия трансляций проработаны, компания готова увеличить покрытие спутниковым сигналом территории России до 100%. Для подключения новых абонентов к "НТВ-Плюс" разработаны льготные условия. Не надо также забывать, что "Первый" канал будет показывать футбол каждую неделю, и, кроме того, все заинтересованные региональные телекомпании будут транслировать домашние игры своих команд. Те болельщики, которые все же хотят смотреть футбол бесплатно, увидят как центральные матчи, так и матчи своей команды в полном объеме. Если же вопрос о показе российского футбола все-таки будет решаться административным путем, наименее болезненным будет вариант, при котором общедоступный канал НТВ получит указание транслировать еще один или два матча каждого тура", - пишет издание "Газета", ссылаясь на источник, пожелавший остаться неизвестным. Вечером в среду пресс-служба "НТВ плюс" сообщила о прошедших консультациях с Российским футбольным союзом (РФС) и РФПЛ, - пишет "Коммерсант". "Для облегчения переходного периода для зрителей" "Газпром-медиа" предложила "РТР-спорт" показывать матчи первого тура чемпионата помимо показа отдельных матчей "Первым каналом" и региональными телекомпаниями. Источники, близкие к переговорам, утверждают, что между компанией и ВГТРК уже достигнута договоренность о предоставлении "Спорту" матчей в записи. С каким опозданием будут предоставляться записи, сейчас обсуждается. Третейским судьей в переговорах выступает администрация президента. Гендиректор телеканала "Спорт" Василий Кикнадзе заявил, что для его компании трансляция чемпионата России вопрос социальный, а не экономический. По его словам, за пять лет трансляции чемпионата компания осталась в убытке. Однако, "Коммерсант" приводит реакцию участников рекламного рынка. По оценкам ГК "Видео Интернешнл", трансляция чемпионата составляла 8,5% эфира канала. А по данным TNS Gallup Media, в 2006 году рекламные блоки внутри чемпионата (включая спонсорские ролики) набрали 7,7% от общего количества GRP (пунктов рейтинга, по которым продается рекламный эфир) рекламных блоков телеканала (3143 из 40593 GRP). Чемпионат принес "Спорту" порядка 3 миллионов долларов при общей выручке 31 миллион долларов (стоимость 1 GRP без учета скидок - 75 тысяч рублей, а скидки, исходя из общих показателей канала, составляют до 60%). Правда, половина рекламных блоков внутри чемпионата, говорит господин Кикнадзе, пришлась на спонсорскую рекламу РФПЛ. По мнению гендиректора агентства спортивного маркетинга Active Com Игоря Куценко, "МегаФон", которому "Спорт" гарантировал сквозное спонсорство во всех топ-событиях, к которым, безусловно, относится и чемпионат, мог выразить свое недовольство телеканалу. Контракт "МегаФона" со "Спортом" в 2005 году эксперты оценивают в 5 миллионов долларов, в 2006 году - в 6-7 миллионов долларов, в 2007 году - в 7-8 миллионов долларов. Крупнейшие рекламодателями канала являются таже DWT и Bork. По словам гендиректора "НТВ-Плюс" Дмитрия Самохина, пользователи специально созданного для российских матчей канала "Наш футбол" могут и не подключаться к базовому пакету "НТВ-Плюс", а плата для них составит всего 299 рублей в месяц: "Мы социально ответственная компания, именно по этой причине вкладываем немаленькую сумму в развитие футбола и согласились оставить самые привлекательные матчи на "Первом" и региональных каналах. Цена на просмотр матчей сопоставима с подпиской на спортивные газеты". Пресс-атташе РФПЛ Георгий Черданцев заявил, что контракт пересматриваться не будет, - пишут "Ведомости". В прошлом году РФС передал реализацию телевизионных и коммерческих прав РФПЛ, и она может распоряжаться ими по собственному желанию. "Президент - гарант Конституции. А в Конституции не написано, что зрители должны смотреть футбол бесплатно", - говорит Черданцев и выражает сомнение, что до Путина правильно донесли информацию: добрая половина матчей будет на общедоступных каналах. 30 центральных матчей, по одному в каждом туре чемпионата, покажет "Первый канал", около 150 матчей с участием региональных команд - местные каналы. Председатель РФС Виталий Мутко также считает, что юридических оснований для пересмотра контракта нет. По его мнению, за трансляцию матчей нужно платить адекватные деньги, только так у клубов появится достойная доходная часть. Радикального сокращения зрителей футбола не произойдет, считает председатель РФС: "Больше 80% болельщиков посмотрели футбол в прошлом году по "Первому каналу". В этом году у них будет такая возможность. Зрители в регионах посмотрят матчи своих команд по местным телеканалам". Если "кто-то может позвонить, пригрозить, но это уже не экономика, а какой-то госкапитализм", - уверен гендиректор компании Code of Trade Илья Герцев. Но бывший тренер Путина по дзюдо Василий Шестаков, являющийся членом думского комитета по физкультуре и спорту, уверен, что раз президент велел вернуть доступный футбол народу, значит, вернут, - сообщают "Ведомости". Владимир Путин всячески подчеркивал до сих пор, что в подобные споры не вмешивается, поэтому участники рынка платного телевидения недоумевают, ради чего это произошло теперь. По мнению гендиректора компании "Корбина Телеком" Александра Малиса, "если позиция государства - показывать гражданам российский футбол бесплатно, то необходимо выделить на это средства, чтобы отношения на рынке телеправ оставались рыночными". Ряд экспертов считают, что передача прав на отечественный чемпионат по футболу закрытому телеканалу - практически единственный способ приучить зрителей платить за контент. "Если этот контракт не состоится в первоначальном виде, то платное телевидение в стране не поднимется еще долго",- уверен глава кинокомпании "Амедиа" Александр Акопов. По его мнению, в других жанрах поднять такое количество оригинального премьерного русского контента не представляется возможным. "270 трансляций по полтора часа каждая - это около 400 часов,- подсчитывает он.- Телепрограммы или сериалы в необходимом для платного телевидения качестве обойдутся в 200 тысяч долларов за час". Таким образом, только 8,5% эфира некруглосуточного телеканала обойдется в 80 миллионов долларов в год. "Вряд ли кто-то из операторов платного телевидения пойдет на такие инвестиции",- резюмирует господин Акопов "Коммерсанту". В контракте с "НТВ плюс" заинтересованы и сами футбольные клубы. "Российский футбол должен двигаться в сторону коммерциализации - это мировая практика,- говорит Виталий Мутко.- За исключением, может быть, четырех клубов, у которых есть богатые владельцы, например, "Зенита", наши команды имеют очень мало источников финансирования. Только за прошлый год у нас фактически разорились 11 команд из Астрахани, Тулы, Воронежа, Саратова и др.", - пишет "Коммерсант". |
||