13.03.2007

ФАС предъявила двадцать семь претензий к ритейлерам

Вчера прошло первое заседание экспертного совета по развитию конкуренции в розничной торговле, созданного Федеральной антимонопольной службой (ФАС) в конце прошлой недели. Замруководителя ФАС Андрей Кашеваров заявил, что ведомство собирается внести в разрабатываемый сейчас МЭРТ закон "О торговле" пункт о снижении "порога доминирования" розничных компаний на региональных продовольственных рынках с 35%, прописанных в законе о конкуренции, до 5-10%. А Михаил Евраев, начальник управления по контролю за размещением госзаказа ФАС, пообещал рассмотреть вопрос об ограничении "допуска к выделению" земельных участков сетям, занимающим более 20% локального рынка, - сообщает газета "Ведомости".

Появлению экспертного совета предшествовало поручение президента РФ Владимира Путина принять меры для защиты сельхозпроизводителей, о чем прошлой осенью просил его министр сельского хозяйства Алексей Гордеев. В этот совет при ФАС кроме чиновников антимонопольного ведомства вошли владельцы и топ-менеджеры крупнейших розничных сетей.

Первые шаги нового органа уже вызвали волнения на рынке. Антон Порядин, руководитель отдела практики и стратегии АТ Kearney, полагает, что к устанавливаемому порогу даже крупнейшие розничные сети подойдут не ранее 2010 году. По его оценке, пока три самые большие сети - "Магнит", "Пятерочка" и "Перекресток" - вместе занимают менее 6% федерального рынка. А президент одной из крупных региональных компаний считает, что если норма станет действовать, то сети раздробят бизнес на несколько компаний с магазинами разных форматов.

Кроме того, Андрей Кашеваров обнародовал 27 пунктов, которые, по мнению ФАС, мешают развитию конкуренции среди поставщиков. Весь этот список обычно включается ритейлерами в договоры поставки. Например, практика взимания с поставщиков "платы за вход" вызвали претензии антимонопольщиков. Кроме того, в этот список вошли требования предоставлять ритейлерам отпускные цены, позволяющие установить наценку до 20% и при этом продавать товар не дороже средней розничной цены, доплачивать за расширение ассортимента в магазине и за аренду полок в торговом зале; обязанности поставщика предоставлять скидки на товар во время промоакций и 45-дневной отсрочке платежа за реализованный товар. Ритейлеры требуют, чтобы поставщики компенсировали даже потери от краж в магазинах. "Нередко производители вынуждены уходить с рынка, не выдержав огромного числа штрафов, которые взимают сети", - добавил Тимофей Нижегородцев, начальник управления по защите конкуренции в социальной сфере и торговле ФАС, - пишет издание.

Главный исполнительный директор X5 Retail Group Лев Хасис согласился с тем, что ритейлерам стоит изъять из делового оборота такие понятия, как бонус за вход в сети, гарантия маржинальной доходности, сборы за открытие новых магазинов или перевод товара в магазин другого формата. По его мнению, одинаковые требования для российских производителей и для крупных поставщиков, например Procter & Gamble или Coca-Cola, сетям выдвигать нельзя. Однако, от имени ритейлеров, он призвал ФАС не перегибать палку и не возвращаться во времена плановой экономики. К тому же, ритейлеры объяснили, что жесткие условия работы с поставщиками объясняются тем, что свои сети на кредиты он создавали с 250% годовых.

От имени поставщиков выступал президент Российского зернового союза Александр Злочевский, который жаловался на то, что ритейлеры заставляют небольших производителей работать под собственными торговыми марками сетей, лишая их возможности продвигать собственные бренды. Кашеваров пообещал в течение месяца решить, что делать со спорными пунктами в договорах поставок, - сообщают "Ведомости".