14.03.2007

«Волкодав» съел деньги. «Российский фильм в широком западном кинопрокате сегодня – пока практически невыполнимая задача»

Оборот компании «Централ Партнершип» в 2006 году превысил 100 млн долларов. Выпуск в прокат российского фэнтези «Волкодав» снизил темпы роста прибыли кинопрокатчика до налогообложения в 2006 году до 7%. В следующем году, когда в финансовых результатах будет учтена новогодняя касса, показатель возрастет до 35%, уверены менеджеры ЦПШ. Директор по дистрибьюции Марк Лоло рассказал газете ВЗГЛЯД о новых проектах компании и российском рынке кинопроката.

Дистрибьютор и производитель теле- и кинопродукции «Централ Партнершип» обнародовал результаты работы в 2006 году. Российский кинобизнес по-прежнему остается достаточно закрытым.

«Если у картины есть потенциал и если удается придумать правильный бизнес-план, то выпускаем. Если нет, то он идет прямиком на DVD и телевидение» ЦПШ, входящая в структуру холдинга Владимира Потанина «Проф-медиа», данные о чистой прибыли за 2006 год не разглашает. Рост показателя EBITDA (прибыль до выплаты налогов и амортизации) в 2006 году составил 7%. Однако в предыдущий год результат был лучше – в 2005 году рост EBITDA был на уровне 21%. Представители компании объясняют это расходами, понесенными компанией в связи с выпуском крупнейшего проекта года – фильма «Волкодав» (производственный бюджет «Волкодава» – 10 млн долларов, рекламный бюджет достиг 7 млн. – Ред.). Также в компании подчеркивают, что в соответствии с методикой учета в отрасли данные расходы были отнесены на финансовые результаты 2006 финансового года, а доходы будут отнесены уже к 2007 году.

Оборот «Централ Партнершип» в 2006 году превысил 100 млн долларов. Рост по сравнению с предыдущим годом составил 23%. Несмотря на то что ЦПШ известна прежде всего как кинопрокатная компания, в структуре выручки основной доход (72%) приносят продажи продукции на телевидение. Доходы от кинопроката составили пятую часть от общей суммы. Растущий рынок домашнего видео (за год было выпущено на DVD 100 фильмов и сериалов) принес компании 7% доходов. Поступления от международных продаж, продакт-плейсмента, продаж цифрового контента кабельным телеканалам составили 1% в структуре доходов.

За год «Централ Партнершип» выпустила в кинопрокат 42 фильма, из них 16 фильмов – в ограниченный прокат. Как правило, в ограниченный прокат поступают фестивальные фильмы с небольшим количеством копий – например «Матч-пойнт» Вуди Аллена, который вышел числом в 5 копий. Сборы компании по кинодистрибьюции составили 33 млн долларов (8% рынка). Лидерами проката стали фильмы: «Отступники» Мартина Скорсезе, российский проект «Охота на пиранью» (сборы – 7 млн долларов) и «Матч-пойнт». Фильм «Париж, я тебя люблю» поставил своеобразный рекорд, собрав более 100 тыс. долларов на копию. «Мы стараемся представить полный спектр фильмов на российском рынке», – отметил директор по дистрибьюции структурного подразделения ЦПШ «Централ Партнершип Sales House» Марк Лоло.

Гендиректор «Централ Партнершип Sales House» Армен Дишдишян подчеркнул, что хорошие кассовые сборы по-прежнему приносят крупные американские и французские фильмы («Такси-4» стал самым кассовым французским фильмом – за минувший уик-энд 6,5 млн долларов кассовые сборы), а также фильмы известных режиссеров.

В 2006 году компания закончила производство 18 собственных проектов – 10 полнометражных фильмов и 8 телесериалов. Самыми значимыми стали «Волкодав» (652 копии), а также сериалы «Доктор Живаго» и «Офицеры».

Доходы от международных продаж компании пока незначительны – лишь 1,5 млн долларов за прошедший год. Армен Дишдишян обещает «в дальнейшем уделять большее внимание продвижению российских фильмов за рубеж». «Волкодав» продан в 35 стран мира на 1,2 млн долларов. «Лидером продаж является фильм «Бой с тенью», виден потенциал «Параграфа 78», также наблюдается большой интерес к новому проекту ЦПШ, который выйдет в 2007 году, – «Стритрейсеры», права на него были проданы в Японии на основе проморолика», – рассказал топ-менеджер.

В 2007 году компания будет продолжать показ фестивального кино – фильмы таких режиссеров, как Ларс фон Триер, Дэвид Линч, Вуди Ален, – не менее 15 картин. Также в 2007 году ЦПШ намерена активно развиваться в регионах и странах СНГ. Основные цели Армена Дишдишяна – это рынки Украины и Казахстана. Сергей Шестаков, финансовый и исполнительный директор группы компаний «ЦПШ», подчеркивает, что компания «будет

продолжать эксперименты с новыми проектами и работать с режиссерами-дебютантами». «Мы пытаемся выпускать разное кино, чтобы зритель видел разноплановые фильмы. Мы можем себе это позволить», – утверждает господин Шестаков.

ЦПШ озвучивает амбициозные планы на 2007 год. По словам Сергея Шестакова, выручка компании возрастет на 34%, в кинопрокат будут выпущены 45 фильмов, которые соберут до 80 млн долларов (14% рынка). Рост EBITDA «Централ Партнершип» запланирован на уровне 35%. Среди новых проектов ЦПШ на 2007 год – сиквел «Бой с тенью – 2», «Стритрейсеры» (в стиле «Форсажа» и «Такси»), «Ликвидация» и «Апостол».

Директор по дистрибьюции Марк Лоло более подробно рассказал газете ВЗГЛЯД о проектах компании и российском рынке кинопроката.

Директор по дистрибуции компании «Централ Партнершип Sales House» Марк Лоло
Директор по дистрибуции компании «Централ Партнершип Sales House» Марк Лоло

– Господин Лоло, окупился или нет ваш самый громкий проект «Волкодав»?
– На самом деле существуют два разных бюджета: бюджет на производство и бюджет на выход в прокат. Фильм собрал в прокате 21 млн долларов. 50% остается в кинотеатрах, 50% попадает прокатчику. Минус рекламная кампания. Фильм не только окупился (в прокате. – Ред.), но и принес денег, плюс продажи на DVD, плюс продажи на телевидение и плюс зарубежные продажи. Вторая главная мысль – что основная часть денег для «Волкодава» была потрачена на декорации: на Мосфильме была построена деревня за 1,5 млн долларов, сделаны костюмы и т. д. Все это будет использовано для съемок сериала про молодого Волкодава (сериал «Молодой Волкодав» будет показан в 2007 году на НТВ. – Ред.).

– Вы очень сильно рисковали с этим фильмом.
– Да, с «Волкодавам» мы рисковали. Но, поймите, «Волкодав» – это такая эпохальная веха в истории российского кино. Ведь никто до нас таких проектов не делал и вряд ли в ближайшие несколько лет сможет сделать. Для крупной мейджорской компании, которой в настоящий момент является ЦПШ в России, как для любой мейджорской компании в той же Америке, наличие крупного локомотивного проекта обязательно для продвижения не только своих других прокатных фильмов, но и для привлечения зрителей в кинопрокат. Как вы себе представляете американский кинопрокат без знаковых картин, которые собирают по 200–250 млн долларов. Когда крупные мейджоры делают картины с бюджетом 150 миллионов, они тоже страшно волнуются. И не факт, что эти фильмы все приносят большую прибыль. Наоборот, это исключение, когда фильмы типа «Властелина кольца» или «Матрицы» выстреливают. Обычно закладывается минимальная прибыль, и главная задача таких проектов – продолжать привлекать публику в кинотеатры и помогать двигать свои основные фильмы.

– Какова планка, выше которой уже слишком большой риск?
– Сложно сказать. На разных фильмах зарабатывать можно по-разному. Например, у нас был фильм «Никто не знает про секс» – малобюджетная очень милая, легкая и ненавязчивая картина, которая собрала в кинотеатрах 1,8 млн долларов при затратах на прокат всего 500 тыс. долларов, – вот вам пример выгодного вложения денег. С другой стороны, невозможно не выпускать и не производить дорогостоящие мейнстримовские проекты, которые позволяют двигать рынок вперед.

– Какую роль в продвижении играет рекламная поддержка телеканалов?
– Вопрос в том, о каких сборах идет речь. Продвижение картины может обойтись и без федеральных каналов. К сожалению, сейчас все разговоры сводятся к мифической цифре под названием «бокс-офис», но для нас, кроме цифр бокс-офиса и побития каких-то рекордов, принципиально важен бизнес-план, то есть сколько денег потрачено на выпуск картины в прокат (на копии, на рекламную кампанию), сколько фильм собрал бокс-офиса и какая арифметика – положительная или отрицательная. В случае же дебютов или каких-то знаковых картин… Мы иногда идем на это, чтобы дать возможность картине выстрелить. В продвижении российского блокбастера, наверное, без рекламы на федеральном канале обойтись сложно.

– Чем руководствуетесь при отборе фильмов для кинопроката?
– Все, что касается западного кинопродукта, очень просто. Блокбастеры заранее известны и понятны – это бюджет, звезды и формат выпуска в Америке. Фестивальные хиты – здесь тоже все ясно. Что касается остальных фильмов, то здесь наш подход очень аккуратен. В отличие от телевидения, у нас идет работа с каждым отдельно взятым фильмом. Если у картины есть потенциал и если удается придумать правильный бизнес-план, то выпускаем. Если нет, то он идет прямиком на DVD и телевидение.

– На каких условиях сегодня российские фильмы поступают в западный кинопрокат?
– Давайте смотреть на вещи объективно: российский фильм в широком западном кинопрокате сегодня – пока практически невыполнимая задача. Ни один российский фильм в широкий прокат – в Америке широкий прокат свыше 800 экранов, а реально это 2–3 тыс. экранов, – не выходил и ближайшее время вряд ли выйдет. В ограниченный прокат – да, выходят периодически. Но это больше имиджевое мероприятие, чем финансовое.

– Какая доля прибыли от зарубежного проката российских фильмов остается ЦПШ?
– Структура продаж на Запад такова, что права выкупаются за определенную фиксированную сумму. Мы так же покупаем под минимальные гарантии фильм, и если он окупает вложенные деньги, тогда мы начинаем делить полученную прибыль. Однако наша история продаж фильмов за рубеж настолько новая и находится, условно говоря, на начальной стадии, что говорить о делении прибыли пока преждевременно. Реально говорить об этом лет через пять.

– На какой стадии развития сейчас находится российский рынок кинопроката?
– В России сейчас всего 1200 экранов. Для сравнения, в Америке эта цифра достигает 30 тысяч, а в крупных европейских странах – 5–7 тысяч. В этом смысле мы технически ограничены. В России 600 кинотеатров, и более половины из них – однозальные. Именно поэтому у фильмов в российском прокате очень короткая жизнь.

Можно сказать, что сейчас российский рынок кинопроката находится на средней стадии развития. В этом году ожидается, что рынок перевалит через принципиально важную отметку в 500 млн долларов. Я думаю, еще лет пять-шесть рынок будет в стадии роста.

Наталья Жогова

Взгляд