14.03.2007

За покупками - через скалодром. Владельцы торговых центров завлекают покупателей гольфом и картингом

Мега С развитием потребительского рынка в столице конкуренция между владельцами торговых комплексов становится все более жесткой. Чтобы заманить покупателя, они не жалеют площадей для размещения развлекательной инфраструктуры. Кинотеатр в торговом центре - это в последние годы уже правило, а включение в инфраструктуру спортивно-развлекательных компонентов становится дополнительным преимуществом нового комплекса в конкурентной борьбе за привлечение покупателя.

Первые элементы спортивно-развлекательной инфраструктуры в торговых центрах появились в 2002 году. Пионерами стали комплексы «Мега-Теплый Cтан», где был открыт бесплатный каток, и «Атриум», в котором было выделено место под боулинг. В апреле 2003 года в ТЦ «Экстрим» открыли скалодром. Сегодня список торговых центров, где предусмотрена спортивно-развлекательная инфраструктура, расширился. Кроме «Меги» катки появились в торговых центрах «Город» (Рязанский проспект, 2), «Вэйпарк» (71-й километр МКАД), «Пятая авеню» (улица Бирюзова, 32), а также в ТЦ «Вэймарт» (26-й километр МКАД). В последнем кроме искусственного льда открыт и один из первых в Москве картингов. В ТЦ «Золотой Вавилон-Ясенево» под спортивно-развлекательный центр выделена площадь около 17 тысяч кв. м, где размещены каток, несколько спортивных залов, роллердром, детский центр, кафе и рестораны. Расширен список развлечений и в ТЦ «Атриум». Сегодня здесь помимо боулинговых дорожек открыты картинг и тир. Комплексы «Рамстор Сити» и «Ритейл Парк» сделали ставку на любителей гольфа. В этих торговых центрах расположился спортивный клуб мини-гольфа «Минирос», представляющий площадки для игры всем желающим. А в конце прошлого года в ТЦ XL на Ярославском шоссе был открыт парк водных развлечений «Ква-Ква-парк».

"Сегодня, в условиях более развитого рынка торговой недвижимости, недостаточно, чтобы торговый центр предоставлял возможность просто купить какой-нибудь товар, он должен предложить покупателю нечто большее, - уверена руководитель департамента аналитики Colliers International Ольга Ясько. - Выбор того или иного торгового центра во многом определяется не только наличием магазинов, но и субъективным восприятием покупателя данного торгового центра, которое складывается из очень многих факторов и нюансов". Развлечения увеличивают популярность комплекса, который становится центром проведения семейного досуга, а в результате увеличения посещаемости растут и обороты торговых операторов. Но катки и скалодромы не приносят прибыли. "Как правило, развлекательные компоненты работают в "ноль", - делится заместитель гендиректора ЗАО "РТМ Девелопмент" Вадим Приходько. По словам руководителя направления коммерческой недвижимости по работе с клиентами компании Blackwood Анны Глазковой, арендные ставки для компаний, специализирующихся на развлекательном бизнесе, составляют примерно $150-300 за 1 кв. м, что существенно ниже рыночных. Например, по данным консалтинговой компании Praedium, для ритейлеров аренда площадей в торговых комплексах, расположенных возле МКАД, обходится от $300 до $2200 за 1 кв. м, а внутри Садового кольца - $500-2500 за 1 кв. м. Поэтому, отмечает Глазкова, владельцу торгового центра проще управлять катками, скалодромами и прочими элементами развлекательной инфраструктуры самостоятельно. Ольга Ясько замечает, что исключение составляет боулинг, который обычно принадлежит операторам развлечений.

Пока ритейлеры последовательно увеличивают количество развлекательных точек. Так, в ближайшее время ожидается открытие в ТЦ "Мега-Белая Дача" большой хоккейной площадки, а в ТЦ "Европейский" - роллердрома и площадки для скейтинга. При этом, по мнению заместителя гендиректора компании Delta Estate Павла Пряникова, рынок крупных торгово-развлекательных центров еще очень далек от насыщения. "По мере его насыщения будет обостряться конкуренция, а значит, ритейлеры будут активно использовать новые формы привлечения клиентов", - рассуждает он. Анна Глазкова предполагает, что в ближайшее время особенно популярными станут площадки для мини-гольфа. "Кроме того, ритейлеры начнут расширять детские игровые зоны", - считает она. По мнению Ольги Ясько, девелоперы новых торговых центров сделают ставку на нетрадиционные пока для России виды развлечений: океанариумы, крытые парки аттракционов и горнолыжные спуски. "Сегодня тема открытия океанариумов и аквапарков уже активно обсуждается в деловых кругах", - согласна с ней руководитель департамента маркетинга компании "РосЕвроДевелопмент" Мария Воронова.

Вадим Приходько уверен, что из-за низкой доходности или ее полного отсутствия у спортивно-развлекательных опций их развитие имеет достаточно ограниченные перспективы. Они занимают очень много места, поясняет Глазкова. Например, говорит Приходько, небольшой каток занимает площадь около 600 кв. м, поэтому имеет смысл размещать его в центрах площадью не менее 25 тыс. кв. м. "Не стоит забывать, что все развлекательные элементы должны лишь стимулировать людей к приобретению покупок, - объясняет Приходько. - В противном случае мы просто получим бассейн в здании магазина".

ДЕНИС ТЫКУЛОВ

Газета