14.03.2007

Разведка добывает банковскую тайну. Росфинмониторинг будет требовать от банков информацию по всем сделкам на сумму свыше 600 тыс. рублей

Деньги Финансовая разведка намерена отслеживать все сделки с наличными деньгами на сумму свыше 600 тыс. рублей. В эти параметры укладывается покупка квартиры и даже недорогого автомобиля. Сейчас банки обязаны сообщать в разведку только о тех сделках, которые они считают подозрительными. Финансисты опасаются, что инициатива Росфинмониторинга загрузит банки огромным количеством бумажной работы, эффективность которой будет невелика.

Росфинмониторинг собирается установить контроль над операциями с наличными деньгами, суммы которых превышают 600 тыс. рублей. В поле зрение ФСФМ попадут сделки с квартирами и даже с недорогими автомобилями.

«Если финансовая разведка будет отслеживать все операции, это дискредитирует весь институт банковской тайны, считает Ольга Шкред» «Мы ставим вопрос, чтобы вся информация об операциях с наличными средствами свыше 600 тыс. рублей поступала к нам», – заявил глава финансовой разведки Виктор Зубков. «Речь идет о введении обязательного контроля за операциями с наличными средствами при сумме свыше указанного уровня», – уточнил чиновник.

Официальный представитель Росфинмониторинга Михаил Виницковский пояснил газете ВЗГЛЯД, что финансовая разведка будет отслеживать только те сделки, которые проводятся через банки. «Если я вам продам машину и передам деньги из рук в руки, Росфинмониторинг об этом не узнает», – признает господин Виницковский. Между тем, в число организаций, обязанных предоставлять разведчикам информацию могут попасть автосалоны, агентства недвижимости и продавцы роскоши.

Финансовая разведка получает информацию о сделках от банкиров и сейчас. Но только в том случае, если сделка попадает в категорию «подозрительных». По словам Виктора Зубкова, в таких операциях должно прослеживаться «соответствие установленным законодательством критериям». Законопроект, предполагающий распространение компетенции Росфинмониторинга на все сделки на сумму свыше 600 тыс. рублей, уже подготовлен к внесению в правительство.

Финансисты опасаются, что инициатива Росфинмониторинга загрузит банки огромным количеством бумажной работы, эффективность которой будет невелика. «Насколько я знаю, в мире не принято так тщательно отслеживать все более-менее крупные сделки, – замечает экономист компании «Финам» Ольга Беленькая. – Обычно государство доверяет контрольные функции самим банкам. Даже сейчас, когда финансовая разведка отслеживает только подозрительные сделки, банки жалуются на поток совершенно формальной информации, который они вынуждены направлять в Росфинмониторинг». Эксперт сомневается, что у самой финансовой разведки достаточно сотрудников для обработки гигантских массивов информации по всем сделкам на сумму свыше 600 тыс. рублей.

«Это безумные потоки данных, – соглашается Ольга Шкред из Financial Bridge. – В них легко потеряться. К тому же если финансовая разведка будет отслеживать все операции, это дискредитирует весь институт банковской тайны». Эксперт считает, что «целесообразнее четко сформулировать критерии подозрительности сделок, разработать соответствующую методологию».

Люди, которые проводят покупку квартиры или машины через банк, от введения тотального контроля над крупными сделками не пострадают. Проведение добросовестных сделок не будет задерживаться. Банки и сейчас обязаны проверять все операции, по которым проходят суммы свыше 600 тыс. рублей.

Иван Киселев

Взгляд