22.03.2007

Отношения по контракту. Одним из главных стимулов роста заключений брачных контрактов в России стало повышение уровня жизни в стране

Что такое брачный контракт, знают почти все, но далеко не все готовы на него согласиться – романтика и прагматизм плохо сочетаются в российском менталитете. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и деловая газета ВЗГЛЯД провели совместный опрос, чтобы выяснить, насколько россияне готовы к такой форме отношений.

Оказалось, что за последние годы россияне стали относится к брачному контракту как к разумной форме брачных отношений.

Своя позиция

«Российское законодательство не позволяет жене при разводе претендовать на будущие доходы мужа, а британское законодательство такую возможность предусматривает»

Социологи ВЦИОМ задали россиянам вопрос: посоветовали бы они своим близким и друзьям составить брачный договор перед вступлением в брак?

Оказалось, что 60% респондентов положительно оценивают такую перспективу. Ответ «безусловно да» выбрали 23% опрошенных, «скорее да» – 37%, то есть две трети россиян воспринимают брачный контракт как жизненно необходимую услугу. Безусловно не согласны с такой формой, как брачный контракт, всего 8%, их «скорее поддерживают» 16% респондентов, и еще 15% затруднились ответить на этот вопрос.

Мнение читателей газеты ВЗГЛЯД во многом схожи с результатами социологов ВЦИОМ. Почти 72% от всех проголосовавших ратуют за брачный контракт: обеими руками «за» этот документ 29,5% опрошенных, их «скорее поддерживают» 43,3% россиян. Против контракта между мужем и женой всего 7% опрошенных, и 13,2% склонны думать, что это, скорее всего, не нужно. Затруднились ответить 7%, из чего можно заключить, что аудитория ВЗГЛЯДа намного решительнее в выражении своей позиции.

Противники брачных контрактов в защиту своей позиции приводят следующие аргументы: «Любовь – это великое чувство, как его можно опошлять разными бумажками? Мы что, еще не поженившись, уже готовимся к разводу, не верим друг другу? Браки заключаются на небесах!»

Все так, но люди уже давно признали, что «от любви до ненависти – один шаг», а следующим шагом может стать развод, который будет совершаться на земле. И вот тогда встанет сразу несколько вопросов – как делить нажитые совместно деньги и имущество, как их отделить от нажитых каждым отдельно до брака и много других не менее острых вопросов.

Глава юридическо-психологического центра «На Волхонке» Анна Карташова считает, что одним из главных стимулов роста заключений брачных контрактов в России стало повышение уровня жизни в стране. «Люди поняли, что если у них появились деньги, то не обязательно срочно прятать их в чулок или бежать за границу, в стране начал формироваться класс состоятельных людей. Мы занимаемся оформлением брачных контрактов с 2000 года, и с каждым годом динамика желающих составить подобный документ только увеличивается», – рассказала Карташова корреспонденту деловой газеты ВЗГЛЯД. По ее словам, многие заключают брачный контракт, находясь в браке не один год, потому что признают удобство этой формы отношений.

При этом обоюдное желание супругов составить брачный контракт вовсе не обозначает, что между ними угасла любовь, замечает Карташова, просто они расставляют необходимые точки над i.

Аргументы супругов

Брачный контракт полезен еще и тем, что многим поневоле приходится понять, что чувствует их партнер по браку, и постараться принять его позицию.

«В разводе всегда виноваты два человека, а самый частый предлог для развода – измена. А это чаще всего случается не оттого, что люди разлюбили друг друга, а оттого, что они разучились друг друга понимать. Как раз брачный контракт заставляет их лишний раз подумать до совершения неверного шага или даже в начале бракоразводного процесса, когда приходится обратиться к бумагам», – отметила Карташова.

По ее опыту, многие отказываются разводиться, когда слышат аргументы противоположной стороны и понимают, что их поведение в браке было небезупречным.

Кстати, сама процедура составления брачного контракта тоже требует средств, и суммы могут варьироваться – в среднем это 500 у.е. Например, час консультации у хорошего юриста стоит 100 у.е., и если супруги долго не могут договориться между собой о необходимых деталях, сумма растет пропорционально времени.

Нельзя не упомянуть и состоявшийся недавно развод супругов Абрамович. Брачный контракт между ними составлен не был, но даже без него по британским законам Ирина Абрамович могла претендовать на половину имущества столь популярного в Великобритании российского олигарха.

Тем не менее развелись они там же, где был заключен брак, то есть в России, и вместо приблизительно 9 млрд долларов Ирина получила 300 млн долларов – причем в них включена стоимость отошедшего к ней недвижимого имущества, а также яхты и самолета.

Кроме того, российское законодательство не позволяет жене при разводе претендовать на будущие доходы мужа, а британское законодательство такую возможность предусматривает. Впрочем, Роман Абрамович обязался оплачивать все расходы на детей, которых у него, как известно, пятеро.

Екатерина Сапогова

Взгляд