23.03.2007

Туроператоры разменяли $3 млрд. 50 лидеров туристического рынка России

Хотя средние темпы роста бизнеса 50 лидеров туристического рынка России несколько замедлились, их выручка впервые превысила отметку $3 млрд. Об этом свидетельствуют данные пятого ежегодного рейтинга "Крупнейшие туроператоры России", который Ъ подготовил совместно с информационным агентством "Туринфо". Заметные изменения произошли в первой пятерке: прежних лидеров – компании "Инна-тур", "Тэз тур" и "Натали турс" потеснил "Интурист", которому впервые досталось первое место.
В 2006 году суммарная выручка 50 крупнейших туроператорских компаний России увеличилась на 26% – с $2,416 млрд до $3,046 млрд. В 2005 году этот показатель превышал 27%. Не так быстро, как в 2005-м, росла и средняя выручка участников рейтинга – 34,7% против 41%.

Доля вошедших в рейтинг туроператоров в общем обороте отрасли тем не менее уже сегодня достаточно велика, хотя отечественный туррынок только начинает консолидироваться. По оценке главы руководителя Федерального агентства по туризму (Ростуризм) Владимира Стржалковского, общий оборот туристической отрасли в России в 2006 году составил около $29,5 млрд. В эту цифру глава агентства включает деньги, которые принесли три основных сектора туристического бизнеса – выездной, въездной и внутренний туризм. Около половины оборота приходится, по его мнению, на долю внутреннего рынка, оценить который особенно сложно: лишь 20% "внутренних" туристов пользуются услугами турфирм. Оставшиеся $14,75 млрд делят между собой въездной и выездной рынки. Объем последнего агентство "Туринфо", в частности, оценивает примерно в $6 млрд. Таким образом, исходя из данных рейтинга, в котором по-прежнему пока участвуют в основном туроператоры, занимающиеся выездным и въездным туризмом, получается, что крупнейшие компании контролируют около 10% всего туррынка России и более 20% в сегменте въезда-выезда.

Пятерка лидеров в 2006 году заметно изменилась. На первое место вышел "Интурист", который раньше не поднимался выше шестой строчки рейтинга. В прошлом году компания купила авиаброкерскую фирму "Мегаполюс-Авиачартер", туроператора "Скайвэй" и контрольный пакет компании "Ривьера", которая в 2005 году заняла 12-ю строчку рейтинга с годовым оборотом $74 млн. Участники рынка считают, что именно эти поглощения помогли "Интуристу" увеличить выручку на 216,5%, со $106,88 млн до $338,31 млн. В самой компании, правда, говорят, что это результат масштабной работы по реструктуризации и развитию бизнеса группы.

Информация о том, что АФК "Система", которой принадлежит компания, намерена в кратчайшие сроки вывести "Интурист" в лидеры туррынка, появилась полтора года назад. Незадолго до этого в компанию пришел новый президент – Александр Арутюнов, до этого бывший председателем правления Московского банка реконструкции и развития. В феврале 2006 года Владимир Евтушенков, президент АФК "Система", которой принадлежит компания, заявил Ъ: "'Интурист' работает на очень тяжелом рынке с очень трудным законодательством, и мы много раз хотели избавиться от этой структуры". Он рассказал, что в 2006 году начнется подготовка к выводу туроператора на IPO, отметив, что "Интурист" – "абсолютно непрофильный актив" и в том случае, если провести IPO не удастся, он "будет продан тому, кто занимается туристическим бизнесом".

Компании "Инна-тур" и "Тэз тур", занявшие в 2005 году в рейтинге первую-вторую строки, переместились на второе-третье место, несмотря на значительное увеличение выручки – 18,89% и 25,46% соответственно. "Натали турс", хотя и показала рост выручки более высокий, чем у остальных фирм – 55,9%, также опустилась на одну позицию – с третьей на четвертую. Пятерку замыкает турфирма "Нева", увеличившая выручку на 44,56% и сохранившая за собой пятое место.

Выделить из числа туроператоров компании, которые свой основной бизнес делают на продаже авиабилетов, позволяет Топ-20 продавцов авиабилетов. В этом году мы впервые публикуем такую таблицу, а также Топ-20 туроператоров, лидирующих по средней стоимости заказа (о том, как были составлены таблицы 2 и 3 – см. справку). Лидерами билетного бизнеса стали компании "Инна-тур" и "Капитал-тур". Последняя была создана в 2005 году основателями "Инны-тур" Игорем и Инной Бельтюковыми и в основном рейтинге заняла шестое место с оборотом $175,9 млн. Основная сфера деятельности "Капитал-тура" – консолидаторский бизнес: компания берет на себя функции заказчика чартерных рейсов на популярные курорты и затем продает места на них другим туроператорам. Первое место по средней стоимости тура получила компания "Бриз Лайн", специализирующаяся на продаже морских круизов. В основном рейтинге она на 31-м месте с выручкой $15,59 млн.

ТИМУР Ъ-БОРДЮГ

Таблица 2. Лидеры по продажам авиабилетов


Мест
о

Компания
Выручка
от
продажи
авиабилет
ов (млн
руб.)
Процен
т к
общей
выручк
е
Кол-во
продан
ных
авиаби
летов

Средняя
стоимость
авиабилет
а (руб.)
1ООО Инна-тур4789,415533500014297
2ООО Капитал-тур155032,53140004936
3Группа компаний Интурист1144,9512,51420008063
4Группа компаний Neva
International Holding
97015,91040009327
5Группа компаний Альтаир1615,4399,510000016154
6UTE Megapolus group803,3837,5915168779
7ООО СТАР Травел55571,65500010091
8ЗАО Туристическая компания
\'Турэнергосервис\'
402,4325540847441
9ООО Ависта566,3749,85239410810
10Группа компаний Тэз тур*5006,35000010000
11ЗАО Дейт492,1862,94285211486
12ООО КМП групп54022,73400015882
13Группа компаний Пегас-тур294,545,72289012866
14Группа компаний Самараинтур317,2733,92241214156
15Группа компаний Экспресс
Лайн
200,5231,81406214260
16Группа компаний Фонд мира185,1217,81234214999
17Группа компаний Русский
экспресс
20014,31200016667
18Группа компаний Роза ветров170,616,71152014809
19ООО Валтекс7637,110200нет
данных
20ООО ЮТС20033,31000020000
*По экспертным оценкам.




Таблица 3. Лидеры по средней стоимости заказа


Мест
о

Название компании

Выручка в
2006 году
(млн руб.
)
Количе
ство
обслуж
енных
турист
ов в
2006
году
(чел.)

Средня
я
стоимо
сть
заказа
(руб.
/чел.)
1ООО Круизная компания \'Бриз
Лайн\'
423610069344
2ООО Мондо турс. Mondo Tours7001813338604
3ООО Бюро путешествий \'Гран-тур\'158,92502131651
4ООО ДАН169,36584228990
5ЗАО Итал тревел (Ital Travel)148,5520028558
6Компания PAC Group3492,612400028166
7Группа компаний Натали турс7869,1528000028104
8ЗАО СКАТТ3471235828079
9ЗАО Ланта-тур вояж24858875028000
10Группа компаний СИАТТ3101126827512
11Группа компаний ДСБВ-турс726,692652427397
12Группа компаний Русский экспресс14005700024561
13ООО ЮТС6002500024000
14ООО Компания АРС177,17785222564
15ООО Библио Трэвел (торговая
марка Библио Глобус)
1570,887350021373
16ООО Пантеон407,032160418840
17ЗАО ВСК-тур4012310017359
18Группа компаний Пегас-тур644,193763017119
19ООО Ванд Интернэшнл4772800017036
20Группа компаний Фонд мира1040,126169416859



Как составлялся рейтинг

Методика составления ежегодного рейтинга российских туроператоров, до сих пор публиковавшегося в приложении "Ъ-туризм", серьезно не изменилась. Нашей задачей по-прежнему было ранжировать наиболее крупные компании, заставив туроператоров (фирмы, занимающиеся формированием и продажей туристического продукта – путевок), среди которых до сих пор нет ни одной публичной компании, обнародовать финансовые показатели работы за минувший год. Мы предложили фирмам заполнить анкеты с вопросами об их выручке за 2006 год, количестве туристов, обслуженных ими за этот период, и рядом дополнительных вопросов. Для повышения степени достоверности данных, получаемых от желающих участвовать в рейтинге, мы принимали лишь анкеты, заверенные печатью и подписью главы турфирмы либо главного бухгалтера. Продажа одного авиабилета приравнивалась к обслуживанию одного туриста. Выручка в рублях – информацию в российской валюте предоставило большинство компаний – пересчитывалась по среднегодовому курсу 27,135 руб. за доллар.

Нововведения коснулись лишь выборки компаний. На конец декабря 2006 года Ростуризм выдал 33,994 тыс. лицензий. Из них около 20 тыс. турагентских, остальные туроператорские. По оценке "Туринфо", реально работающих туркомпаний – и операторов, и агентов – в России насчитывается порядка 7 тыс. Из них операторов, у которых объем продаж составляет $1 млн и более, примерно 800-1000 компаний. Еще меньше турфирм (операторов и агентств) с разветвленной и многочисленной сетью продаж либо имеющих объемы реализации выше среднего – более $2-3 млн. Таких компаний около 300.

В прошлом году, готовя рейтинг, мы разослали анкеты 600 туроператорским фирмам. В этом году решено было ограничиться опросом 453 компаний с предположительным годовым оборотом более $1 млн. Решение сократить выборку эксперты "Туринфо" мотивировали тем, что обороты значительной части опрошенных нами в прошлом году операторов невелики. Кроме того, ряд фирм, которым мы рассылали анкеты, последние два года игнорировал наши запросы. В Москве для участия в рейтинге отбирались туроператоры, которые активно рекламируются в профессиональной и массовой прессе. Также использовались существующие рейтинги туроператорских фирм. Для региональной выборки из 89 регионов России было отобрано 20 таких, где работает 50 и более туркомпаний. В каждом из них по итогам опроса местной турадминистрации и руководителей турфирм выявлялись лидеры рынка, которым мы и разослали анкеты.

В результате анкетирования полностью заполненные и заверенные анкеты прислали 63 компании – на 10 меньше, чем в прошлом году. Больше половины этих фирм принимало участие в рейтингах и в прошлые годы. На основе заполненных анкет были составлены три таблицы. В первой, основной, туроператоры рейтинговались в зависимости от объема выручки в 2006 году. Во вторую попало 20 компаний, лидирующих по количеству проданных авиабилетов, эту информацию мы запрашивали в анкете отдельным вопросом. Наконец, в третьей туроператоры ранжированы по средней стоимости заказа – соотношения выручки к общему числу обслуженных туристов.




КоммерсантЪ