23.03.2007

«Калина» заплатила за рекламу котировками. Чистая прибыль концерна за 2006 год оказалась почти вдвое ниже прогнозов рынка

Высокие расходы на рекламу и перенос производства части косметики Dr. Scheller в Россию негативно сказался на рентабельности концерна «Калина». Опубликованные вчера результаты холдинга оказались существенно ниже аналитиков: EBITDA — на 24%, а чистая прибыль — на 46%. К концу дня котировки «Калины» в РТС и на ММВБ упали в среднем на 5%. Согласно опубликованным «Калиной» финансовым результатам за 2006 год выручка компании составила чуть более $344 млн, увеличившись по сравнению с 2005 годом на 19, 4%, валовая прибыль — $154, 8 млн (+14, 8%). Однако прибыль концерна упала: EBITDA снизилась на 1, 4% до $37, 9 млн, чистая прибыль — на 34, 9% до $15, 3 млн.

Аналитики, напротив, ждали от «Калины» сильных результатов 2006 года. В распространенном позавчера консенсус-прогнозе МДМ-банка выручка компании в 2006 году прогнозировалась на уровне $350 млн (-1, 8% реальных показателей), EBITDA — $53 млн (-24%), чистая прибыль — $31 млн (-49%). В результате котировки «Калины» вчера упали на 4, 6% в РТС, на ММВБ на 5, 9%.

В «Калине» падение чистой прибыли в прошлом году объясняют сразу несколькими факторами. «Падение связано с работами по интеграции с немецким производителем косметики Dr. Scheller, приобретенным концерном в 2005-2006 годах. В частности, в 2006 году было принято решение о переносе производства косметики для ухода за кожей из Германии в Россию, что целесообразно с точки зрения логистики. Кроме того, наши вложения в продвижение торговой марки Dr. Sheller на территории России и СНГ были значительными. Это были необходимые шаги для будущего развития компании», — заявил „Ъ“ пресс-секретарь «Калины» Сергей Казанцев. Согласно вчерашней презентации компании, рекламный бюджет Dr. Scheller в России превысил запланированный на 2006 год на $7 млн, а перенос производства из Германии обошелся в $3, 1 млн. Кроме того, в прошлом году компания решила избавиться от двух непрофильных активов — завода по производству пластиковой упаковки «Новопласт» и Омского завода синтетических средств. Затраты на списание сырья и готовой продукции предприятий обошлись концерну в $3, 5 млн.

Такой рост расходов разочаровал аналитиков. «В общей сложности затраты, связанные с болезненным объединением бизнеса “Калины” с приобретенным Dr. Scheller, а также с избавлением от непрофильных активов обошлись компании более чем в $13 млн», — говорит аналитик «Ренессанс Капитала» Наталья Загвоздина. Аналитик МДМ-банка Елена Афонина считает, что падение котировок компании продолжится. «Думаю, прогнозы по компании будут пересмотрены в сторону понижения, и особого роста цены на бумаги “Калины” в ближайшее время мы не увидим», — категорична она.

Госпожа Загвоздина, напротив, считает затраты «Калины» в 2006 году обоснованными, поэтому «Ренессанс Капитал» не планирует пересмотр прогноза финансовых показателей «Калины» на 2007 год: «Мы по-прежнему считаем, что выручка компании в этом году вырастет на 20-23%, валовая маржа достигнет 48%, а чистая прибыль увеличится до $35-36 млн».

Участники рынка считают, что неутешительные финансовые показатели «Калины» связаны с тем, что компания переоценила синергию своего косметического бренда «Черный жемчуг» и Dr. Scheller. «Компания решила продавать марки немецкой компании в России, однако уровень продаж здесь оказался ниже ожидаемого. Кроме того, “Калина” рассчитывала за счет каналов дистрибуции Dr. Scheller продвигать два своих бренда Mia и “Черный жемчуг” на западных рынках, однако также не смогла реализовать этот проект», — говорит представитель крупной дистрибуторской компании. Гендиректор дистрибуторской компании «Градиент» Леонид Новосельский предполагает, что причиной повышенных затрат «Калины» на рекламу стала попытка «угнаться за транснациональными конкурентами». «Это очень сложная и высокозатратная задача. Стоимость рекламы и продвижения товаров возрастает, а бюджеты западных компаний увеличиваются с каждым годом», — говорит он. По данным одного из крупнейших медиаагентств, совокупный рекламный бюджет Procter&Gamble в 2006 году достиг $145 млн (+42% к 2005 году), L’Oreal — $97 млн (+16%), Unilever — $75, 3 млн (+15%), Schwartzkopf & Henkel — $57, 9 млн (+30%).

Александр Демчук, Николай Яблонский

КоммерсантЪ