Крепкая десятка. Алкогольный кризис 2006 года существенно изменил рынок крепкого алкоголяАналитики отметили не только существенный спад производства водки, но деполяризацию потребительских предпочтений. В фаворе у россиян водка производства “Русского алкоголя”, “Союз-Виктана” и группы “Гросс”, а вот продукция ТПГ “Кристалл” и РВВК утратила в народе былую популярность, пишут "Ведомости".Как сообщает Росстат, производство водки по итогам 2006 г. сократилось на 9,6% по сравнению с 2005 годом и составило 119,6 млн дал, а производство спирта уменьшилось на 29,5% до 60,8 млн дал. Считается, что причиной такого резкого упадка стало отсутствие акцизных марок нового образца в начале года и не работающая ЕГАИС. Рынок водки за указанный период в денежном выражении оценен более чем в $15 млрд. По итогам продаж в розничных точках в городах с населением свыше 100 000 человек (без учета сегмента HoReCa) за 2006 г “Бизнес Аналитика” сделала следующие выводы: на долю десяти крупнейших производителей водки приходится 42,4% рынка в денежном выражении. За год самый стремительный рост продемонстрировали доли “Русского алкоголя” (на 2,8% до 6,1%) и “Союз-Виктана” (на 2,2% до 3,9%). В рейтинге “Бизнес Аналитики” компании находятся на 2-е и 5-е местах соответственно. Коммерческий директор “Русского алкоголя” Вадим Касьянов заявил «Ведомостям» о том, что по их данным компания уже обошла всех своих конкурентов». Позиции пяти крупных компаний за год по версии “Бизнес Аналитики” остались без серьезных изменений. По итогам 2006 года “Веда” занимает в денежном выражении 8,5% рынка, “Винэксим” — 4,4%, ОСТ — 3,7%, “Ливиз” — 3,5%, а “Столичный трест” — 2,8%. По количеству произведенной водки линейка лидеров выглядит иначе: “Русский алкоголь” занимает первое место. Компания произвела 8,1 млн дал. “Союз-Виктан” с 3 млн дал — на восьмом месте . Ведущий аналитик “Бизнес Аналитики” Снежана Равлюк объяснила «Ведомостям»: “Росстат считает данные по объемам производства — мы считаем по принадлежащим им маркам. То есть доли тех компаний, которые производят продукцию по лицензии (тот же московский "Кристалл", на котором разливается "Путинка" по заказу компании "Винэксим"), оказываются заметно ниже. С одной стороны, это означает, что мы лучше видим продажи компаний, ассортимент которых смещен в сторону более дорогой продукции. Но за рамками наших исследований остаются продажи региональных игроков, которые реализуют значительную часть в малых городах и деревнях с населением менее 100 000 человек”. Аутсайдеры года по версии “Бизнес Аналитики”: ТПГ “Кристалл” и РВВК (бренд “Флагман”). Продажи этих компаний сократились с 3,7% до 2% и с 3,8% до 2,6% соответственно. Доля московского “Кристалла” (без учета “Путинки”) уменьшилась с 5,1% до 4,3%. В этом году РВВК провела рестайлинг “Флагмана” и сняла с производства часть крепких настоек. Московский “Кристалл” готовит к запуску три водочные марки: собственную премиальную водку “Чистый кристалл” для сегмента low premium (по240 руб. за 0,5 л), водку “Премиальная” (180 руб)., и водку с интригующим названием “Самокатная” стоимостью 100-110 руб. за 0,5 л, рассчитанную на массовый сегмент. ТПГ “Кристалл” решила заняться вином, шампанским, коньяками и виски. Компания сделала ряд заказов за рубежом и планирует начать производство этих категорий под собственными марками “Белое золото” и Oligarch. Президент ТПГ “Кристалл” Сергей Зивенко считает, что дистрибуторам больше не интересны компании, ассортимент которых ограничивается одной водкой. По его мнению, предложение максимально широкого портфеля в разных сегментах привлечет небольших дистрибуторов. Рейтинг Top 10 “Бизнес Аналитики” отличается от списков Росстата тем, что в нем ототсутствуют сразу три производителя – “Синергия”, “Башспирт” и “Татспиртпром”. В “Бизнес Аналитике” объясняет это все теми же особенностями выборки. Совладелец управляющей компании “Синергия” Александр Мечетин говорит, что в данных агентства эти заводы фигурируют отдельно, и если сложить все предприятия, входящие в группу, то получится четвертое место. |