Абоненты-неплательщики "проявятся" в апреле. Банки получат доступ к системе D-TelecomДоступ к системе D-Telecom, в которой содержится информация об абонентах-неплательщиках МТС, "Вымпелкома" и "Мегафона" могут получить банки. Как рассказал гендиректор некоммерческого партнерства "НКБ", ведущего этот черный список, Владимир Малеев, произойти это может уже в апреле, - сообщает газета "Ведомости". В ЗАО "Бюро кредитных историй "Национальное кредитное бюро" будут переданы данные из некоммерческого партнерства НКБ и станут доступны банкам. Как отмечает издание, стоимость этой информации НКБ не раскрывает. С осени 2005 года D-Telecom использовалась только операторами "большой тройки" для обмена информацией о недобросовестных клиентах. С недавнего времени к D-Telecom подключились "Транстелеком" и Golden Telecom, - пояснил Малеев.Все абоненты-неплательщики, подключившиеся после июня 2005 года могут попасть в D-Telecom. Сотовые компании предупреждают в контрактах о возможности включения абонента в список неблагонадежных клиентов при неоплате услуг. Причем, в D-Telecom главным образом попадают клиенты-должники, оплачивающие услуги связи кредитным способом, доля которых в общей абонентской базе "большой тройки" невелика: у "Вымпелкома" она составляет 3,2%, у МТС -10%. Газета подчеркивает, что, с момента создания D-Telecom МТС, "Вымпелком" и "Мегафон" подключили около 34 миллиона новых абонентов, потенциально попасть в черный список могут только 2 миллиона абонентов, использующих кредитную форму оплаты. По словам Малеева, с помощью D-Telecom банки смогут получить доступ к 500 000 записей об абонентах-неплательщиках. Всего в России, по данным ЦБ, сейчас насчитывается 18 млн кредитных историй. Из них, по данным кредитных бюро, около 10% содержат информацию о просрочках платежей. По сведениям ЦБ, из 2,1 трлн руб. кредитов, выданных физлицам, просроченными являются 58,2 млрд руб. (или 2,8%), - пишут "Ведомости". Не оплатившие счет в течение 60 дней попадают в список злостных должников, но, если этот должник захочет перейти к другому оператору, отказать ему в этом нельзя, - это оговаривается в законе "О связи". Но, по словам пресс-секретаря МТС Ирины Осадчей, компания может отказаться подключать неблагонадежного абонента по кредитному способу. А сотрудник пресс-службы "Вымпелкома" Екатерина Осадчая сообщила, что ее компания потребует гарантийного взноса, за счет которого при необходимости будут погашены долги. Сейчас информацией о сотовых неплательщиках пользуется банк "Хоум Кредит". Год назад подконтрольное ему бюро кредитных историй Global Payments Credit Services заключило соглашение об обмене информацией о неблагонадежных клиентах с "Вымпелкомом". По словам гендиректора Global Payments Credit Services Олега Лагуткина, сейчас его бюро готовится заключить аналогичные соглашения с "Мегафоном" и МТС. Другие банки заинтересовала информация D-Telecom. Сведения о платежной дисциплине заемщика помогли бы оценить вероятность возникновения проблем у заемщика при погашении кредита, считает вице-президент и замдиректора департамента анализа рисков "ВТБ 24" Ирина Кремлева. А начальник управления розничных продуктов и услуг Международного московского банка Алексей Аксенов уверен, что человек, который постоянно задерживает оплату мобильного счета, скорее всего, так же будет относиться и к погашению банковского кредита. Сейчас при запросе информации о человеке в девяти из 10 случаев кредитные бюро говорят, что у них сведений о таком плательщике нет, говорит зампред правления банка "Авангард" Валерий Торхов. По его мнению, информация D-Telecom могла бы улучшить эту ситуацию. Но, предупреждает Торхов, здесь могут быть и накладки: многие сотовые дилеры при подключении новых абонентов довольствуются копией паспорта, и нельзя полностью гарантировать, что именно тот человек, чьи данные попали в D-Telecom, является реальным должником, пишут "Ведомости". Во время создания D-Telecom ежегодные убытки от абонентов-неплательщиков операторы оценивали в 20 миллионов долларов. Теперь, сумма с появлением "черного списка" непонятно, уменьшилась ли эта сумма. Советник гендиректора "Мегафон-Москва" Роман Проколов утверждает, что платежная дисциплина абонентов выросла. А абоненты с кредитной формой оплаты говорят, что, зная об угрозе отказа в банковском кредите заранее, они бы стали более дисциплинированно оплачивать счета за сотовую связь или отказались бы от кредитной формы оплаты, - сообщает газета "Ведомости". |