Покупатели уходят в сеть. Популярность онлайн-магазинов растетПо данным «Яндекса», рост переходов на подобные сайты из информационно-справочной системы этого портала составил 42% по сравнению с 2005 годом. Однако доля интернет-торговли в обороте крупных розничных сетей пока незначительна. Данные «Яндекса» не являются абсолютной истиной, так как это – не единственный крупный российский интернет-портал. Однако, как считает аналитик AC&M Александр Шатиков, этот отчет представляется все же репрезентативным из-за большого охвата аудитории. По его мнению, «Яндекс.Маркет» является крупнейшей в России информационно-справочной системой такой направленности, поэтому выводы на основании этих сведений делать можно. По данным компании, рост интереса к интернет-торговле в России оказался выше, чем в Западной Европе, где он составил всего порядка 25%. «Яндекс» не приводит в своем отчете оценки объемов рынка торговли через интернет в денежном выражении, однако, по приблизительным расчетам аналитиков ИК «Финам», его совокупный объем составляет около $6,8–7 млрд. Несмотря на впечатляющие цифры, доля продаж, которые приходятся на торговлю через интернет, у крупных ритейлеров пока невелика. Так, по данным пресс-секретаря «М.Видео» Надежды Киселевой, через интернет-магазин «М.Видео» продается лишь 2-3% от общего объема продаж компании. С ней согласна и Елизавета Тотунова, PR-директор сети магазинов «Мир». По ее словам, по сравнению с розничными продажами компании доля продаж через интернет-магазин является незначительной. «Мы рассматриваем наши онлайн-магазины скорее как дополнительный сервис, более удобный и технологичный способ совершения покупки в нашей сети», – говорит Тотунова. Однако в компаниях считают это направление перспективным. «Сегодня наши интернет-магазины работают в 17 городах, и объемы их продаж постоянно растут», – утверждает Елизавета Тотунова. Аналитики уверены в перспективности этого направления. Интернет-торговля выгодна за счет снижения издержек, например, на аренду торговых площадей и зарплату продавцов, считает аналитик ИК «Финам» Владислав Кочетков. По его данным, рентабельность онлайн-торговли составляет от 15 до 40%. С ним согласен и Шатиков из AC&M: по его словам, несмотря на отсутствие сверхприбылей, большие ритейлеры сейчас внимательно следят за этим рынком. Причем эксперты уверены, что до насыщения рынка в России еще далеко. По мнению Кочеткова, в ближайшие несколько лет темпы роста интернет-торговли не снизятся. Постоянно растет уровень проникновения интернета, который, в случае выполнения государственных программ, может уже к 2012 году составить 50%. Также на увеличение этого сегмента влияет рост благосостояния населения в целом, отмечает Кочетков. К тому же в скором времени значительная часть молодой аудитории интернета станет более платежеспособной и присоединится к армии покупателей в онлайн-магазинах, уверен Шатиков. Также, по мнению экспертов, нельзя забывать и том, что этот сервис пока слабо представлен в регионах. По данным отчета «Яндекса», 61% переходов на сайты интернет-магазинов были произведены москвичами. И Кочетков, и Шатиков соглашаются в том, что теперь основной акцент крупными ритейлерами будет сделан на города-миллионники. Охотнее всего россияне покупали через интернет компьютеры, бытовую технику, фототовары, электронику. Так, по данным Киселевой, наиболее востребованными товарами, приобретаемыми через интернет-магазины «М.Видео», являются инновационные продукты: портативные DVD-плееры, ЖК-телевизоры, IPod и сотовые телефоны. Больше всего – на 30% – выросли продажи в сегменте хозяйственных товаров. В целом количество российских интернет-магазинов за год увеличилось примерно на 47%. Наиболее популярны ресурсы, которые предлагают разнообразное оборудование – в этом сегменте рост составил 77%. Выросло также количество магазинов стройматериалов (на 68%), подарков и цветов (на 62%). Растет число книжных и спортивных магазинов в сети – на 52% и 51% соответственно. То, что среди интернет-магазинов не так популярны продуктовые магазины и магазины одежды, по мнению аналитиков, легко объяснимо. Для развития онлайн-продажи продуктов необходима очень оперативная система доставки и большие расходы на склады, особенно для работы со скоропортящимися продуктами. По словам Кочеткова, продажа одежды без личного контакта с покупателем очень рискованна из-за большой вероятности возврата вещи после примерки. Эксперт видит наиболее перспективными такие области интернет-торговли, как книготорговля и торговля бытовой техникой. Однако, по данным отчета «Яндекса», онлайн-магазины одежды набирают популярность, хотя пока далеки от лидеров.Тимур Мухаматулин GAZETA.RU |