28.03.2007

Студенты и преподаватели БВШД вернулись из недельной учебной поездки в Лондон

Каждый год в марте группа студентов и преподавателей Британской высшей Школы дизайна отправляется из снежной Москвы в Лондон, чтобы ровно на неделю с головой окунуться в атмосферу города, где удивительным образом переплелись классические традиции и инновационные идеи.

В этом году поездка в Мекку современного дизайна стала рекордной по количеству участников – более 120 человек стали обладателями счастливых билетов Москва-Лондон-Москва. Появился даже полушуточный полусерьезный совет: если вы вдруг потерялись и не можете связаться с руководителем группы, просто постойте на одном месте минут десять и непременно встретите кого-нибудь из «своих». Путешествие было интересно не только для студентов – к группе присоединились и вполне состоявшиеся профессионалы: Дмитрий Перышков, Леонид Фейгин, Дмитрий Карпов, Владимир Ефимов, Виктор Меламед, Юлия Резникова, Даррелл МакКрири, Тим Симмонс, Екатерина Куманина.

Подготовка к поездке началась в январе, и программу постарались максимально продумать (скачать в формате PDF, 3,36 Мб.). В первые же дни были исследованы “places of interests” престижного района Kensington и набережной South Bank, а также важнейшие точки средоточия творческой энергии: Тате Modern, Design Museum, Victoria & Albert Museum, Natural History Museum, White Cube Gallery, Royal Academy of Arts. Во всех этих и многих других местах хотелось провести не один час, а как минимум день.

География мест, которые удалось посетить в течение недели, была достаточно обширной и охватывала не только «глянцевые» улицы центральной части города. Был изучен и так называемый Left London – улица Brick Lane, районы Camden Market, Portobello, Hockney… Пестрый мир колоритных персонажей, винтажные магазины, антикварные лавочки, стенсл-арт на мусорных баках и маленькие частные галереи поднимают настроение и служат источником вдохновения для самых неожиданных идей. «Постоянно носите с собой фотоаппарат, скетч-бук и карандаши!» – неустанно напоминал Тим Симмонс своим студентам.

Программа поездки не ограничивалась только Лондоном. В Университете Хартфодшира, что находится в одноименном графстве немного к северу от столицы, нам удалось побывать дважды – сначала Леонид Фейгин проводил занятие с британскими студентами-графиками, а через пару дней и остальная часть группы посетила кампусы нашего партнерского университета.

Одним из ключевых преимуществ учебных поездок БВШД является плотный график ознакомительных визитов в различные дизайн-студии Лондона. На этот раз наши студенты получили уникальную возможность проникнуть в святая святых таких компаний, как TTSP, Design Factory, Samsung Design Centre Europe и Nissan Design Europe.

Встречу со студентами в компании Design Factory проводил Эдриан Берри (Adrian Berry), один из основателей и креативный директор студии. Профессиональная карьера Эдриана начиналась в команде знаменитой Pentagram. Проведя там два года, в 1987 году он переходит в студию Seymour Powell, а в 1997 году с двумя единомышленниками открывает собственную студию Design Factory. В течение вот уже десяти лет компания успешно ведет свою деятельность в области транспортного и предметного дизайна и дизайна упаковки. В ее портфолио проекты для British Airways, Ford, Remington, Virgin Atlantic и Yamaha. Эдриан подробно рассказывал студентам о том, как строится процесс работы в студии, а после презентации показал производственные площади – небольшую мастерскую со всем необходимым оборудованием и материалами для создания макетов и прототипов любой сложности. На вопрос, какие советы вы могли бы дать начинающим дизайнерам, Эдриан ответил не задумываясь: «Важно не только то, что вы знаете, очень важно, кого вы знаете».

Словно в подтверждение этим словам договориться с японским руководством о посещении дизайн-центра компании Nissan получилось благодаря знакомству с Эдуардом Гейном. Эдуард, автомобильный и промышленный дизайнер, руководит собственной студией в Германии, частенько принимая участие в проектах ниссановского центра.

Современная и высокотехнологичная студия Nissan Design Europe расположена буквально за Паддингтонским вокзалом в живописном месте, которое лондонцы называют «маленькой Венецией». Здание центра заслуживает отдельного рассказа – у него своя история, и оно является одним из памятников английского наследия. В прошлом здание принадлежало британской железной дороге. Затем в 80-х здесь устраивали танцевальные рэйвы. На здании даже после реставрации – как автограф того времени – сохранились граффити, но сейчас шедевры уличного искусства закрыты дополнительными белыми стенами офиса Nissan. Всего в дизайн-центре трудится около 50 человек, в основном это дизайнеры и специалисты по моделированию. Центр оснащен самыми передовыми системами проектирования и моделирования, а также оборудован сложной системой освещения, позволяющей дизайнерам трудиться при «дневном» свете в любое время суток. На вопросы студентов ответил сам дизайн-директор Nissan Design Europe Стефан Шварц (Stephane Schwarz). Следуя условиям соглашения о конфиденциальности, которое каждый из нашей группы подписал перед презентацией, можно лишь вкратце отметить, что нам рассказали об истории компании, деятельности отделений Nissan по всему миру, а также показали эскизы и прототипы Qashqai – концепт-кара, дебютного проекта европейской студии. Естественно, никаких фотографий – только за пределами здания.

В это же время другая часть студентов, обучающихся в основном дизайну интерьера угощались хорошим кофе и бисквитами в студии TTSP. Надо отметить, что ее сотрудники к нашему приезду подготовились очень основательно, помимо презентации организовав небольшой фуршет. TTSP занимается большими архитектурными проектами, интерьерами общественных и офисных помещений, градостроительным планированием. Одно из структурных подразделений студии – Knowledge Centre – уникальный собственный информационный центр компании, отслеживающий появление новых материалов, технологий и современные тенденции в индустрии. Доступ к ресурсам Knowledge Centre, разумеется, открыт только для сотрудников TTSP. Оно и понятно, в условиях жесткой конкуренции рынка вот такие уникальные преимущества становятся необходимым условием процветания творческой компании.

Организовать встречу в дизайн-центре Samsung Europe удалось благодаря нашему соотечественнику. В середине восьмидесятых Сергей Стрельцов одновременно со своим сокурсником Владимиром Пирожковым приехал в Европу на стажировку к знаменитому Луиджи Колани. Впоследствии оказавшись в Великобритании, он добился должности дизайнера в легендарной компании Seymour Powell, потом работал старшим дизайнером в европейском центре дизайна часовой компании TIMEX, а позднее перешел в европейский дизайн-центр Samsung, где успешно курирует проекты, связанные с разработкой мобильных телефонов. Сергей лично провел презентацию деятельности европейского отделения Samsung. Студенты узнали, по каким принципам строится проектная работа мирового лидера по производству бытовой техники. На примере своего проекта – модели мобильного телефона – Сергей подробно разобрал этапы создания продукта от получения брифа и эскизирования до конечного результата.

Кстати о маэстро Колани. Приятно отметить, что студенты, посетившие Музей Дизайна в первые дни работы выставки Translating Nature, могли лично встретить там великого дизайнера-авангардиста 20-го века. А Наталье Щипцовой удалось побывать на private view еще до открытия самой выставки и лично пообщаться с профессором (см. репортаж с открытия выставки "Translating Nature").

В последний уикенд перед отлетом многие студенты провели на морском побережье в городке Брайтон. После долгой зимы невозможно не радоваться песчаным пляжам, чайкам и настоящему весеннему солнцу! Впрочем, вскоре после возвращения солнце появилось и в Москве, но это уже совсем другая история.