28.03.2007

Украина. Каналы инвестируют в производство

Рост рекламного рынка стимулирует каналы к производству собственных программ. Лидеры отечественного телерынка — «Интер» и «1+1» — намерены потратить на это по $20 млн. Каналы второго эшелона тоже не отстают, планируя увеличить расходы на свои программы

К концу года объем рынка телерекламы может превысить $1 млрд., прогнозируют аналитики Всеукраинской рекламной коалиции. По итогам прошлого года он оценивался в $800 млн. Увеличение рекламных поступлений будет способствовать ускоренному развитию отечественного медиа-рынка. Даже при нынешних темпах роста в Центрально-Восточной Европе он уступает только российскому и польскому.

Только за последние несколько месяцев в украинском эфире появилось несколько телеканалов-новичков. Это канал новостей «24», ТВ-1 (Первый деловой канал), «Кино» (специализирующийся на показе фильмов и телепрограмм о мире киноиндустрии) и киевский телеканал «Сити». В ближайшем будущем, по прогнозам аналитиков, стоит ожидать более жесткой сегментации телерынка: появятся так называемые нишевые каналы, ориентированные на узкую целевую аудиторию. Инвестиции в запуск нового телеканала, по разным оценкам, составляют в среднем $8-10 млн. Не исключено, что киевские каналы вскоре начнут экспансию в регионы. Марина Вильямс, вице-президент компании European Media Enterpraises (CME), которой принадлежит канал «Сити», заявила «i»: «Мы хотим посмотреть, как будет работать городской формат в Киеве, поскольку в перспективе намерены запустить подобные каналы в городах-миллионниках, для этого компания готова выделять очень значительные ресурсы».

По оптимистическим прогнозам, через десять лет в стране будет более ста телеканалов, большей частью нишевых. Такие процессы характерны для всех развивающихся стран. Сейчас нишевый телеканал, имея всего 1% аудитории, может быть коммерчески успешным исключительно благодаря своей специализации. И даже этот 1% может приносить хороший доход. Так, согласно данным финансового отчета CME, за прошлый год консолидированная выручка телеканалов «Сити» и «Кино» составила около $1,2 млн. Естественно, что центральные телеканалы (трансляция программ на всю территорию Украины) зарабатывают значительно больше. По итогам прошлого года доход «Студии 1+1» составил почти $30 млн.

Увеличение объема рекламы на ТВ будет также стимулировать телеканалы к производству собственных программ. В целом расходы на производство собственного продукта в 2007 году у большинства ведущих телеканалов Украины увеличились минимум в три раза. Компания CME для развития украинских активов («Студия 1+1», «Сити» и «Кино») в этом году намерена вложить в производство собственного программного продукта около $20 млн. Такую же сумму намерен потратить на свой продукт и «Интер». «На телеканале 60% наполнения эфира составляют программы собственного производства»,— заявил «i» Сергей Демянчук, заместитель генерального продюсера «Интера». Роман Гладуняк, финдиректор «Нового канала», отметил: «В этом году мы планируем вложить более $6,5 млн. в изготовление собственных программ». Каналы СТБ и ICTV готовы потратить от $3 до $12 млн.

Кроме непосредственно рекламы, телеканалы рассчитывают и на увеличение спонсорских отчислений за ТВ-трансляции или программы. Привлеченные деньги вполне могут служить для канала источником собственных (не полученных через сейлз-хаус) рекламных доходов. По данным Всеукраинской рекламной коалиции, доходы от спонсорства на ТВ, включая анонсы, логотипы и заставки, в прошлом году составили $67 млн. Это на 68% больше, чем в 2005 г. К концу этого года ожидается примерно такой же рост. По утверждению участников рынка, привлекательность телебизнеса растет, т.к. рынок телерекламы ежегодно будет расти на 5-30%. Но борьба между телеканалами за рекламу ужесточится.// Елена ШАНДРА

eizvestia.com