Лучше жевать, чем сверлить. Обзор тюменского рынка жевательной резинкиИсследования Западно-Сибирского центра маркетинга «Почему люди курят?» – «Чтобы у нас работа была!» С начала 1990-х годов на российском рынке жевательной резинки прочно обосновались американская Wm. Wrigley Jr. Company (владелец ТМ Orbit, Eclipse, Wrigley’s) и датская Dandy A/S (ТМ Stimorol, Dirol). В 2002 году бизнес Dandy был куплен британской кондитерской компанией Cadbury Schweppes, а через год на базе объединенной сети дистрибьюции и группы управления фирм была создана компания Dirol Cadbury LLC. Доля других производителей на отечественном рынке жевательной резинки незначительна. Тюменский рынок не стал исключением: на сегодняшний день безоговорочным лидером на нем является Wrigley, а в роли догоняющего выступает Dirol Cadbury. Доли этих производителей составляют соответственно 62,1 и 36,5% в натуральном выражении (рис. 2). За счет успешной дистрибьюции и большого портфеля марок и их разновидностей продукция компании Wrigley в исследуемый период была представлена в 71,7% торговых точек Тюмени (рис. 3). Уровень представленности Dirol Cadbury составил 58,5%. На сегодняшний день наиболее успешными марками компании Wrigley являются Orbit и Eclipse, а у Dirol Cadbury это марки Dirol и Stimorol. Концепции брендов этих производителей схожи: Orbit и Dirol позиционируются как стоматологические жевательные резинки, а Stimorol и Eclipse – как «стилеобразующие». Стоит отметить, что позиционирование Eclipse подкрепляется более высокой розничной ценой (табл. 1). Также в портфеле брендов Wrigley представлено семейство марок Wrigley’s. С этой марки, которая отражает имидж и традиции компании, собственно, и началась история этого мирового производителя. В настоящее время продолжается выпуск трех классических вкусов Wrigley’s: Spearmint, Juicy Fruit и Doublemint. Несмотря на достаточно слабые рыночные позиции, эта марка, вероятно, нескоро уйдет с рынка. Жевательная резинка – товар импульсной покупки, и потребитель всегда готов приобрести новинку. Разработка и предложение новых вкусов жвачки призваны привлечь внимание потребителя и помочь компании-производителю сохранить рыночные позиции. Новый вкус временно забирает на себя часть потребителей, предпочитающих определенные разновидности в рамках зонтичного бренда. Так, например, существующая сейчас популярность Orbit «Лайм» связана с проведением рекламной кампании и с желанием потребителей попробовать что-то новое. В настоящее время также запущен телевизионный рекламный ролик марки Eclipse Mint Ice («Мятный лед»). Новый вкус стал пятым в линейке Eclipse. В период проведения исследования этот бренд был представлен всего лишь в 3,8% торговых точек Тюмени, но за счет активной рекламной поддержки и эффективной дистрибьюции, присущей компании Wrigley, в ближайшее время эта разновидность может стать одной из лидирующих в линейке вкусов Eclipse. В заключение отметим, что российский рынок жевательной резинки практически сформировался. Пока рынок делят два крупных игрока – Wrigley и Dirol Cadbury, но не так давно на него вышел голландско-итальянский концерн Perfetti Van Melle, который имеет свои производства в Московской и Ленинградской областях. Основной маркой концерна в этом сегменте является Mentos. Под этим брендом выпускается жевательная резинка Mentos Ice в форме круглого драже, упакованного в пачки или блистеры, – вкусы «Ледяная вишня», «Ледяная мята», «Ледяной апельсин» и «Снежная мята», а также Mentos White в супер-банке – вкусы «Сладкая мята» и «Фрукты». В розничной сети Тюмени данный бренд представлен только в 2% торговых точек и его продажи пока незначительны. Однако в будущем Mentos может составить конкуренцию ведущим брендам Wrigley и Dirol Cadbury. Ирина Писаренко
|