PR в регионах вырос за год. С 2006 года прекратился массовый отток PR-специалистов из регионов России в крупные центрыВ рамках фестиваля «Дни PR в Москве – 2007» в РИА «Новости» прошла пресс-конференция лидеров коммуникационного бизнеса. Главным событием фестиваля станет двухдневная конференция «Стратегия коммуникационного развития России: диалог столицы и региона», которая пройдет в Москве 19–20 апреля. В этом году главными темами станут развитие PR-технологий в регионах России и основные тренды на GR-сегменте рынка.Региональный рынок российских PR-технологий прирастает с каждым годом и сохраняет большой потенциал для роста в будущем, считают первые лица российского коммуникационного бизнеса. «Самой больной проблемой развития PR-индустрии является острая нехватка квалифицированных кадров» Вице-президент Российской академии по связям с общественностью (РАСО) Алексей Глазырин заявил, что с 2002 года PR-рынок в российских регионах ежегодно растет на 30–40%, а в перспективе вырастет еще больше. «С 2006 года начали создаваться нормальные условия для работы специалистов в регионах, так как раньше, достигнув мало-мальски приемлемого уровня, они немедленно перебирались в Москву, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург – словом, туда, где их услуги оплачивали на порядок больше», – отметил Глазырин.
Пожалуй, самой больной проблемой развития PR-индустрии является острая нехватка квалифицированных кадров. По словам Глазырина, в последние годы ситуация с обучением будущих специалистов отрасли начинает исправляться – в одном только Екатеринбурге существует 11 вузов, которые обучают студентов PR-технологиям, а по России число учебных заведений приближается к 200. «Что касается уровня специалистов, которых университеты выпускают сотни в год, то я позволю себе не говорить о нем вслух – сказывается нехватка грамотных преподавателей. В качестве примера могу сказать, что я как генеральный директор PR-агентства «Ньютон» который год не могу закрыть все вакансии», – заявил Глазырин.
Однако, несмотря на проблему квалифицированных кадров, объемы рынка PR-технологий растут. Общий объем вложенных средств вычислить сложно, поскольку рынок один из самых непрозрачных в России. По мнению участников пресс-конференции, на сегодняшний день объем рынка превышает 1 миллиард долларов.
Развивается и такое направление PR-технологий как GR – то есть ветвь отрасли, которая осуществляет коммуникации между бизнесом и обществом с одной стороны и властью – с другой. По словам председателя совета директоров группы компаний «Николо М», известного политтехнолога Игоря Минтусова, «с 2000 года с усилением вертикали власти и общего огосударствления возникает все больше вопросов, связанных с бизнесом или общественными организациями, поэтому роль GR существенно возрастает».
Вуз, который готовит специалистов по GR, в России пока всего один – Высшая школа экономики, где кафедрой GR заведует глава РСПП Александр Шохин. Потребности большой страны одно учебное заведение удовлетворить, разумеется, не в состоянии, поэтому в отрасль идут те, у кого есть опыт работы на постах законодательной и исполнительной власти; некоторые впоследствии поднимаются по карьерной лестнице до уровня областного вице-губернатора. Впрочем, насколько хорошо в России понимается назначение GR-специалистов, видно из примера, который привел Минтусов: на форум 19–20 апреля в качестве докладчика было решено пригласить GR-специалиста крупной российской компании.
Специалист, по совместительству депутат Госдумы, ответил: приду с удовольствием, но выступить не смогу – мне это запрещено по контракту с организацией, от которой вы меня приглашаете.
По мнению президента группы «Михайлов и партнеры. Управление стратегическими коммуникациями» Юлианы Слащевой это временное явление: «Если вы реализуете в регионе какой-то проект, вам необходим грамотный GR-технолог, чтобы взаимодействовать с местной властью. Вы предлагаете им концепцию, которая сможет высветить их успехи на фоне вашего проекта, а власти всегда нужна поддержка и позитивная публичность», – отметила Слащева.
Константин Филатов
|