05.04.2007

Разводка по-итальянски. Иностранцы купили активы ЮКОСа для "Газпрома"

Иностранцы купили активы ЮКОСа
Глава «Газпрома» Алексей Миллер (слева) смог купить ключевые газовые активы Михаила Ходорковского (справа) на итальянские деньги
Фото: Дмитрий Азаров / Коммерсантъ
Победителем вчерашнего аукциона по продаже имущества ЮКОСа стал "Газпром". Формально акции "Газпром нефти", "Арктикгаза" и "Уренгойла" за $5,828 млрд (всего на 4,6% дороже стартовой цены) купил консорциум итальянских Eni и Enel. Однако российская газовая монополия заранее договорилась с итальянцами о получении контроля в купленных ими активах, впервые приняв участие в дележе ЮКОСа. До сих пор его активы доставались только "Роснефти". Эксперты считают, что аукцион проходил по заранее спланированному сценарию, а "Роснефть" теперь получит оставшиеся значимые активы ЮКОСа.
Вчера состоялся второй аукцион по продаже активов ЮКОСа. На торги единым лотом выставлялись 20% акций "Газпром нефти", по 100% газовых предприятий "Арктикгаза" и "Уренгойла" и пакеты в 15 небольших компаниях. Аукционная комиссия сообщила, что к участию в торгах были допущены три компании – ООО "Юнитэкс", ООО "Нефтьтрейдгрупп" и ООО "Энинефтегаз". До последнего момента не было известно, кого представляет ООО "Юнитэкс". Но вчера рано утром НОВАТЭК (19% акций принадлежит "Газпрому") распространил сообщение о том, что накануне купил ООО. В НОВАТЭКе Ъ пояснили, что использовали опцион, "который предусматривал определенные условия", но раскрывать их суть отказались. "Нефтьтрейдгрупп" аффилирована с "Роснефтью", а "Энинефтегаз" до недавнего времени принадлежал Eni.

Представители организатора торгов, Российского фонда федерального имущества (РФФИ), говорят, что получили задаток для участия в аукционе от четырех компаний. Помимо трех указанных среди них был также газовый трейдер ЗАО "Транс нафта". Однако, по словам представителей РФФИ, комиссия накануне аукциона приняла решение не допускать его до торгов. В "Транс нафте" уверяют, что сами отказались от участия в торгах (см. Ъ от 4 апреля).

В ходе аукциона цена актива увеличилась со 144,776 млрд руб. до 151,536 млрд руб., то есть всего на 4,66%. "Юнитэкс" сделал только два предложения в самом начале аукциона. В основном торговались "Роснефть" и "Энинефтегаз". Последний и стал победителем, несмотря на звучавшие ранее заявления "Роснефти", что актив ей очень интересен. В госкомпании объяснили нежелание продолжать торги тем, что достигли уровня, который определил ее инвесткомитет. После аукциона Eni и Enel сообщили, что владеют ООО "Энинефтегаз" в пропорции 60% и 40%. Между тем ранее сообщалось, что третьим участником этого консорциума должны стать структуры группы ЕСН Григория Березкина. Вчера он отказался обсуждать, почему ситуация изменилась. Но представитель бизнесмена подтвердил Ъ, что ЕСН не стала претендовать на газовые активы ЮКОСа, отказавшись, правда, уточнить причины такого решения.

Зато "Газпром", участие которого в аукционе через НОВАТЭК было, по сути, формальностью, стал реальным победителем торгов. Монополия еще до начала распродажи ЮКОСа договорилась с итальянцами о том, что они будут участвовать в аукционе под контролем "Газпрома" (см. Ъ от 7 и 8 февраля). Монополия обещала допустить газ "Арктикгаза" и "Уренгойла" в российскую трубопроводную систему (без чего их покупка была бы бессмысленна), а взамен получила возможность влияния на ход торгов и доступ к зарубежным активам партнеров. Вчера, еще до завершения аукциона, "Газпром" сообщил, что заключил соглашение с Enel и Eni, получив опцион на покупку имущества второго лота в случае победы "Энинефтегаза". Затем зампред правления монополии Александр Медведев пояснил, что речь идет о выкупе акций "Газпром нефти", а также "как минимум 51%" газовых активов. "Опцион будет реализован в ближайший период",– уточнил топ-менеджер, подчеркнув, что опцион "безусловный и не зависит ни от чего".

В то же время отраслевые аналитики полагают, что опцион не ущемил интересов итальянских компаний. По мнению аналитика ИК "Тройка Диалог" Валерия Нестерова, на каких бы условиях ни договорились "Газпром" и Eni об управлении газовыми активами, даже если они будут переданы монополии с дисконтом, "это все равно выгодная сделка для Eni". Ведь компания приобрела запасы газа дешево – приблизительно по $0,5 за баррель нефтяного эквивалента. "Арктикгаз" и "Уренгойл" аналитик суммарно оценивает приблизительно в $2 млрд, отмечая, что в случае доразведки принадлежащих им месторождений и подключения к газотранспортной системе их цена многократно возрастет.

Окончательные условия сделки "Газпрома", Eni и Enel пока не ясны. Господин Медведев лишь уточнил, что, по его мнению, "Газпром" должен выкупить все 20% "Газпром нефти". Доля в газовых активах тоже обсуждается. Параллельно "Газпром" ведет переговоры о получении доли в энергетическом подразделении итальянского концерна Eni Power и ливийских проектах. "Если 'Газпром' не получит тех активов, которые ему нужны, он может просто воспользоваться опционом, который действует два года, и отыграть сделку назад",– полагает аналитик ИК "Брокеркредитсервис" Максим Шеин. По его мнению, в ближайшее время "Газпрому" нет смысла покупать пакет в "Газпром нефти", ведь после этого ему придется объявлять обязательный выкуп акций у миноритариев, а на это потребуется около $1 млрд. Эксперт также не исключает возможности обмена доли "Газпрома" в НОВАТЭКе на долю в "Газпром нефти", ведь стоимость компаний сопоставима.

Отраслевые эксперты не удивлены, что конечным бенефициаром аукциона стал "Газпром", и считают, что итоги торгов были предрешены заранее. "Трудно поверить, что 'Газпром' так удачно угадал победителя",– отмечает аналитик East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. С ним согласна аналитик МДМ-банка Надежда Казакова, по мнению которой "'Роснефть' просто протянула 'Газпрому' руку помощи", а за создание иллюзии конкуренции "Роснефть" получит "возможность купить оставшиеся активы ЮКОСа по цене не более чем на 5% выше стартовой". В мае будет продаваться крупный "сибирский" лот активов ЮКОСа, куда вошли добывающая "Томскнефть" и перерабатывающая Ангарская нефтехимическая компания (АНХК). Интерес к ним высказывали и "Роснефть", и "Газпром", так что в случае реальной борьбы цена актива может серьезно возрасти. "Основные лоты столь значимы, что там нет места случайности",– уверен Валерий Нестеров.

ДЕНИС Ъ-РЕБРОВ, НАТАЛЬЯ Ъ-ГРИБ

КоммерсантЪ