05.04.2007

Тоталитарный контроль общества. Коммунисты хотят лишить граждан тайны телефонных переговоров. Эксперты называют это возвратом в тоталитарное государство

Депутаты-коммунисты внесли в Госдуму законопроект, по которому оперативные службы смогут вести прослушку телефонных переговоров обычных россиян – без их ведома и согласия. Для этого вовсе не обязательно находиться в розыске. Предложение депутата от КПРФ Илюхина напоминает худшие времена СССР: оперативник сможет контролировать эфир каждого, кого сочтет что-либо знающим о готовящемся или уже совершенном преступлении.

Не исключено, что в ближайшее время также не удастся увернуться от всевидящего ока правоохранительных органов и настоящим преступникам, подавшимся в бега. С трудом получится сокрыть и награбленное имущество. Обнаружить след убийцы или вора, а также пресечь попытки переправить незаконные деньги на заграничные счета органы надеются с помощью прослушки телефонных разговоров.

«В проекте предусмотрено право спецслужб прослушивать каждого, кто, по мнению органов, может что-то знать о готовящихся или совершенных преступлениях » Соответствующие поправки в закон об оперативно-разыскной деятельности (ОРД), внесенные депутатом от КПРФ Виктором Илюхиным и справороссом Геннадием Гудковым, поступили на днях в Госдуму.

Сейчас под колпаком у опера или спецслужб может оказаться каждый подозреваемый и обвиняемый в убийстве, грабеже и любом другом тяжком или особо тяжком преступлении. Намек на виновность или сомнение следствия в алиби – и прослушка ваших телефонных и других переговоров обеспечена. Для более серьезных случаев, например террористической угрозы, достаточно анонимного звонка о готовящемся теракте. Правда, для такой слежки сотрудникам оперативных служб придется заручиться судебным разрешением или как минимум получить добро от своего начальства.

Шпионские ухищрения – один из самых эффективных способов посадить преступника на скамью подсудимых. А вот что делать, если уже осужденный убийца или террорист сбежал из тюрьмы? Новое преступление впереди, а тем временем он отсиживается в укромном месте, ждет, пока все стихнет.

В этом случае подсесть на телефонную линию и слушать разговоры сбежавшего заключенного с родственниками и друзьями оперативники могут лишь незаконно. Вещдоки, добытые таким путем, ни один суд не примет, а прокурор влепит выговор за превышение служебных полномочий.

Прикрыть такую вольницу оперативных служб поправкой в закон на днях решил депутат Госдумы от фракции КПРФ Виктор Илюхин. «Это же просто абсурд, – назвал в беседе с газетой ВЗГЛЯД сложившуюся ситуацию депутат. – То есть до осуждения преступника могут прослушивать, а после того, как сбежал, – уже нет». По его словам, побег не относится к тяжким преступлениям, поэтому ни один суд не даст разрешение на то, чтобы слушать телефонные переговоры. По его словам, новые поправки позволят оперативникам намного быстрее обнаружить след преступника, а также получить информацию о том, где он скрывает краденое.

При этом депутаты заверили: норма о недопустимости передачи фонограмм переговоров третьим лицам в законе об ОРД по-прежнему будет сохранена. Вместе с ней в законопроекте предусмотрено право оперативных служб прослушивать каждого, кто, по мнению органов, может что-то знать о готовящихся или уже совершенных преступлениях. То есть если ваш телефонный номер есть в записной книжке задержанного, это уже основание для прослушивания всех ваших переговоров.

Специалисты уверяют: защититься от «чужих ушей» практически невозможно. Даже самые навороченные криптосмартфоны не гарантируют конфиденциальность телефонных разговоров. Не говоря уж о легкости, с которой вскрываются ящики электронной почты или изымаются распечатки у мобильных операторов или на АТС. В беседе с газетой ВЗГЛЯД многие депутаты отказались гарантировать и законность самих оперативных мероприятий.

«Злоупотреблений и перегибов на практике исключить нельзя, – считает Виктор Илюхин. – Если оперативник сочтет, что кто-то знает о преступлении, и его поставят на прослушку».

Комментарии

Алексей Жарич, Генеральный директор компании «Политические технологии»
Алексей Жарич, Генеральный директор компании «Политические технологии»
Этими инициативами коммунисты подыгрывают тем, кто пропагандирует в западных СМИ, что современная Россия возвращается в худшие времена СССР, а у руля стоит КГБ. В то время как и президент, и власти всячески развенчивают эти мифы, такие предложения наносят репутационный вред стране. Несомненно, это прямое ущемление прав и свобод граждан. Лично я против того, чтобы мой телефон слушали без санкции суда.
Алексей Митрофанов, депутат Государственной Думы от фракции ЛДПР
Алексей Митрофанов, депутат Государственной Думы от фракции ЛДПР
Я вообще удивлен, что с такой инициативой выступили именно коммунисты. С одной стороны, они критикуют, по их словам, антинародный режим, а с другой – дают ему дополнительные права контролировать частную жизнь граждан. Расширение таких возможностей по прослушиванию телефонных переговоров лиц, которые могут располагать информацией о преступлениях, совершенно неуместно. Под такую категорию могут попасть все граждане России. Это очень странная формулировка. Понятно, что неформально можно и так наблюдать за кем угодно, но зачем это прописывать в законе? К тому же важно, насколько сведения, полученные таким путем, доказательны в суде. Я уверен, на практике это приведет к неизбежным злоупотреблениям.
Сергей Попов, независимый депутат Государственной думы
Сергей Попов, независимый депутат Государственной думы
Слушать мобильники – вещь абсолютно бессмысленная, но самое главное – опасная. Зачем это вообще нужно, особенно когда речь идет о возможностях спецслужб прослушивать кого угодно? Это очередной шаг к превращению России в полицейское государство, но зафиксированный в законе. В СССР это тоже практиковалось, но на уровне партийных инструкций. На самом деле это свидетельствует о плохой работе спецслужб, которые, судя по всему, не способны работать нормально и используют такие методы.
Сергей Минаев,  модный писатель, публицист
Сергей Минаев, модный писатель, публицист
Ну что я могу сказать? Уроды полные! Они привыкли всех 70 лет слушать. И мне очень жаль, что в свое время КПРФ не запретили. Теперь получается по Оруэллу – чистое «1984». Только все мельчает. И поэтому у нас Большой Брат уже не смотрит за тобой, а подслушивает тебя. Я к этой инициативе отношусь сугубо отрицательно.
Марат Гельман, галерист, политтехнолог
Марат Гельман, галерист, политтехнолог
Я считаю, что это идиотизм, еще один шаг к полицейскому государству. Пушкин говорил, что в России правительство – главный европеец. И теперь оказывается, что главная угроза демократическим свободам исходит не от правительства, а от таких инициативных депутатов-оппозиционеров. Надеюсь, что этого не будет ни сном ни духом.
Максим Кононенко, Сетевой публицист
Максим Кононенко, Сетевой публицист
Лично у меня нет глубинного протеста. Аргументация Илюхина достаточно весома. И потом, надо понимать: для того чтобы прослушать 145 млн россиян, необходимо взять на работу 145 млн прослушивальщиков. Поэтому нельзя говорить, что милиция получит право прослушивать всех. Я полагаю, что в оперативных целях прослушиванием занимаются регулярно. Не секрет, что во время терактов все мобильные переговоры прослушиваются без всякой санкции суда. Для того чтобы ловить преступников, милиции приходится прослушивать телефоны. Другой вопрос, можно ли будет использовать в качестве доказательства вины информацию, полученную через прослушивание телефонных переговоров без санкции суда. Думаю, что нет.
Владимир Соловьев, телеведущий
Владимир Соловьев, телеведущий
Мне это не нравится, как не нравится любому нормальному человеку. Конечно, с другой стороны, если меня будут слушать – хотя, я думаю, это делается и так, – то меня это только радует, в том плане, что я буду знать, если где забуду, у кого спросить, чтоб напомнили. В принципе, это крайне далеко от демократических свобод, но зато находится в русле общего движения
Жанна Немцова, колумнист деловой газеты ВЗГЛЯД, вице-президент УК «Меркури Кэпитал Траст»
Жанна Немцова, колумнист деловой газеты ВЗГЛЯД, вице-президент УК «Меркури Кэпитал Траст»
Как юрист могу сказать: Конституция гарантирует тайну личной жизни и всяческих переговоров. Так что предложенный законопроект – антиконституционный. И я удивляюсь неграмотности наших законодателей, которые предлагают принять подобную норму. Надеюсь, все же этот законопроект будет отклонен коллегами господина Илюхина по Думе именно как противоречащий основному закону. Если вдруг такую норму примут, то сама суть телефонных переговоров, которые сейчас более-менее конфиденциальны, будет потеряна. Очень не хочется находиться в постоянном напряжении, когда ведешь деловые или частные разговоры по телефону. Я – против
Виталий Иванов, публицист, постоянный автор деловой газеты ВЗГЛЯД
Виталий Иванов, публицист, постоянный автор деловой газеты ВЗГЛЯД
По-моему, подобный законопроект явно противоречит Конституции России – никто не имеет права вторгаться в частную жизнь человека без соответствующих на то санкций со стороны суда. Вообще, мне кажется, подобные затеи коммунистов обречены на провал. Можно было бы еще рассуждать, если с подобной инициативой выступили бы единороссы. У КПРФ же нет электорального потенциала для таких законопроектов. Проще говоря, это дурь какая-то
Олег Кашин, колумнист газеты ВЗГЛЯД, обозреватель журнала «Эксперт»
Олег Кашин, колумнист газеты ВЗГЛЯД, обозреватель журнала «Эксперт»
Очень странно слышать подобные заявления от коммунистов, которые в последнее время позиционируют себя как эволюционную партию. Как правило, подобного рода предложения можно было услышать от партии власти. Что касается самой прослушки, то таким образом можно контролировать как явных преступников, так и «диссидентов». В конце концов, если телефон самого господина Илюхина будет прослушиваться, он может заявить, что «псы кровавого режима контролируют его переговоры». И тогда уже никто не вспомнит, что именно он и был инициатором этого законопроекта.
Борис  Резник, депутат Госдумы (фракция «Единая Россия»)
Борис Резник, депутат Госдумы (фракция «Единая Россия»)
Эти поправки - полный беспредел. Это развязывает руки оперативникам, многие из них зачастую являются просто пособниками преступников. Для того, чтобы эта норма осталась в законе, необходимо хотя бы более четко прописать условия, когда можно прослушивать разговоры всех россиян. В такой формулировке оставлять положение никуда не годится. А вот изложить перечень серьезных оснований, исходя из которых суд может принять решение о возможности прослушивания граждан, совсем другое дело. К тому же надо прописать, о какой информации, которой якобы могут располагать граждане о преступлениях, идет речь, чтобы принимать решение о наблюдении.
Глеб Павловский, Президент Фонда эффективной политики
Глеб Павловский, Президент Фонда эффективной политики
Хорошо бы тогда предоставить гражданам право слушать милицию. Не секрет, что в кадры милиции зачастую инфильтрованы продажные сотрудники или даже представители криминальных структур. И через них к преступникам утекает информация. Например, очень часто квартиры, которые стоят на охране в милиции, становятся объектами пристального внимания криминальных структур. Не очень понятно, чего хочет добиться Илюхин прослушкой. Чтобы эти данные оказались на рынке среди налоговых баз и пиратских дисков? Сама по себе это глупая идея. Еще лучше было бы, как в Голландии в Средние века, запретить гражданам задергивать шторы, чтобы каждый прохожий мог проверить, чем они занимаются в своих квартирах. Давайте сделаем так. Вот только будем ли мы после этого жить как в Амстердаме? Я не уверен
Александр Проханов, главный редактор газеты «Завтра»
Александр Проханов, главный редактор газеты «Завтра»
Меня это известие оставило равнодушным. Идет тотальное прослушивание всех и вся без всяких санкций. Прослушкой занимаются госведомства, коммерческие структуры и бандиты. Сейчас магазины и рынки наполнены электронными устройствами прослушивания. Это стало расхожей и доступной для любого человека технологией, как мобильный телефон. Поэтому не надо брать никаких разрешений. Весь наш эфир наполнен этими сетями, которые позволяют слушать любые разговоры. В этом постановлении есть некоторое лицемерие: будто бы спецслужбы и прежде не прослушивали наши разговоры. Тогда откуда же все эти годы в наших СМИ появлялись распечатки телефонных разговоров наших олигархов и журналистов? Мы давно уже под огромной прослушкой и наружкой. И законодательно оформлять это задним числом как бы неприлично
Катя Гордон, писатель, телеведущая
Катя Гордон, писатель, телеведущая
Так или иначе спецслужбы уже прослушивают телефоны многих известных политических деятелей и журналистов. Делать это официально, вероятно, будет честнее. Меня как гражданина моей страны, как отдельную творческую единицу это смущает и пугает, потому что это предложение говорит о понятных политических тенденциях. У многих моих знакомых прослушивают телефоны, но они же не подадут в суд на наши спецслужбы. Я также понимаю, что эту огромную аудиторию и территорию нашей страны все равно нужно как-то структурировать и управлять ею. К сожалению, в смутное время, может быть, такой способ слежения и уместен, но нужно понимать, что с низов контролировать это внедрение в личную жизнь, однажды дав согласие, мы уже не сможем. Идеологически всегда можно оправдать любое ограничение свободы. США демонстрируют это превосходно: 11 сентября стало поводом для стукачества и прослушки, на которую медиазомбированный американский народ согласился добровольно. В принципе, при определенной идеологической обработке можно сделать это и с нашими согражданами, но пока, слава богу, Россия к этому явно не готова. Предложение депутата, честно говоря, идиотское, хотя бы потому, что не вызовет в современной ситуации у низов ничего, кроме агрессии, а верхи не обретут и не потеряют своих негласных полномочий. Депутата на мыло!
Петр Самойлов

Взгляд