МТС пытается признать общеизвестными три буквыСотовый оператор МТС пытается оспорить отказ патентного ведомства признать ее основной бренд общеизвестным. В конце марта МТС подала иск в московский арбитражный суд к Роспатенту и Палате по патентным спорам (ППС), сообщает газета "Ведомости". Заявление о признании своего знака общеизвестным МТС подала в Роспатент в конце августа 2005 года, то есть еще до ребрендинга. Компания просила дать полную защиту своему старому логотипу - трем буквам МТС с "тенью", отбрасываемой последней буквой. В качестве доказательства своей общеизвестности МТС прилагала следующие доводы: МТС является крупнейшим оператором сотовой связи в России, странах СНГ, Восточной и Центральной Европы, в 2004-2005 годах потратила на рекламу по 29 миллионов долларов в год, а также имеет звучные титулы "Супербренд-2004" и "Народная марка - 2005". МТС подтверждала широкую известность бренда данными опроса, проведенного социологами МГУ. Они свидетельствуют, что старый логотип МТС знают 93,4% россиян, пользующихся мобильным телефоном. Но в декабре прошлого года ППС в регистрации МТС отказала, что, по словам пресс-секретаря МТС Ирины Осадчей, стало для компании полной неожиданностью. Чиновники ППС посчитали, что "группа социологов социологического факультета МГУ не является организацией, специализирующейся в области проведения социологических исследований", а значит, результаты ее исследований не могут быть приняты как единственное доказательство общеизвестности знака. Помимо этого, черно-белое изображение логотипа МТС, которое было приложено к заявлению, по их мнению, не соответствует цветному, который фигурирует в рекламе компании и содержит к тому же изобразительный элемент в виде трех букв GSM. "То есть речь идет о разных товарных знаках", - сделала вывод палата. В ППС отметили также, что рекламные расходы компании шли не только на продвижение бренда МТС, но и на другие торговые марки, например "Джинс МТС". Более того, остаточная стоимость последней в январе 2005 года была в 10 раз больше остаточной стоимости марки МТС, а значит, и на ее рекламу пошло больше денег, чем на основной бренд. По словам Осадчей, отчеты социологической группы МГУ использовались при регистрации общеизвестных товарных знаков "Известия", "Лукойл" и "Макфа". Черно-белый логотип был подан на регистрацию, потому что марка в 1997 году была зарегистрирована именно в таком виде, а буквы GSM всего лишь указывают стандарт связи и не могут считаться частью бренда, добавляет пресс-секретарь МТС. Компания готовится отстаивать широкую известность логотипа, который после ребрендинга уже не использует в арбитражном суде. Для получения статуса общеизвестным марка должна существовать на рынке долгое время, поэтому новый логотип в виде "яйцевидного выреза внутри красного квадрата" получил пока только простую регистрацию по всем товарным классам. Пресс-секретарь МТС заявила, что "мы хотим обезопасить от несанкционированного использования и нашу старую марку". По словам гендиректора компании "Зуйков и партнеры" Сергея Зуйкова, регистрация бренда в таком статусе очень выгодна компании. В этом случае она автоматически получает полную защиту марки по всем категориям товаров. В отличие от простой регистрации, выдающейся на 3-5 лет, общеизвестная не имеет ограничений по срокам. Кроме того, если у компании простая регистрация марки по разным товарным классам, то ей необходимо производить соответствующие товары, иначе марка лишится правовой защиты. Пока Роспатент признал общеизвестными всего 60 товарных знаков, принадлежащих 35 компаниям. Первой еще семь лет назад патент на общеизвестность получила газета "Известия". Затем такую защиту приобрели марки "АвтоВАЗ" и Lada, ГАЗ, "Камаз", "МиГ", "Роспечать", "Газпром", Coca-Cola, Nestle, шоколадный "Коркунов", пиво "Балтика", водка "Русский стандарт" и др. В число 60 зарегистрированных марок попали и те, которые, с точки зрения экспертов, с трудом могут претендовать на всенародную популярность. Например, больше всего в России общеизвестных брендов у Ереванского коньячного завода: это бренди "Васпуракан", "Наири", "Ахтамар", "Отборный", "Двин" и "Арарат". Из этого списка лишь последнюю марку можно с полным основанием считать народной, говорит на условиях анонимности известный патентный поверенный. Целый год имела статус общеизвестной марка крема для обуви "Эффектон", зарегистрированная подмосковной фирмой "Тур", и лишь в 2004 году ППС лишила знак этого статуса. Вообще, лишение неиспользуемых товарных знаков защиты - один из любимых российских приемов конкурентной борьбы. Так, в декабре прошлого года группа "Ост" отобрала у компании "Диаджео Дистрибьюшн", "дочки" лидера мирового алкогольного рынка Diageo, товарный знак "Ерофеичъ", не используемый пять лет. А компания "Русский продукт" под тем же предлогом в прошлом году лишила "Рот Фронт" прав на производство кофе под маркой "Маска", - пишут "Ведомости". |