Музыкальная дань. К песням, доносящимся из магазинов, стала чутко прислушиваться милиция«Новые Известия» уже не раз рассказывали о том, что в России фактически введен налог на прослушивание музыки. По закону за публичное воспроизведение песен в ресторанах, магазинах, спорткомплексах и даже в общественном транспорте их владельцы должны платить авторам музыкальных произведений. Однако если раньше структуры, надзирающие за авторскими правами, ограничивались убеждениями и показом бизнесменам толстых пакетов разъяснительных документов, надеясь на копеечку, теперь дело приняло более серьезный оборот. Самые несговорчивые стали получать повестки в суд, а в регионах к «музыкальным рейдам» подключилась милиция. И это несмотря на то, что государство формально никак не участвует в процессе «выбивания» авторских вознаграждений. Корреспондент «НИ» побывала в рейде вместе с сотрудниками Российского общества по управлению правами исполнителей (РОУПИ), который был проведен на этой неделе в самом центре Москвы, и убедилась, что в нашей стране никто, кроме самих участников облав, не понимает, зачем платить за музыку.Показательный отлов нарушителей инспекторы организовали в одном из самых крупных столичных торговых комплексов – «Охотный ряд». Прежде чем спуститься под Манежную площадь, «НИ» выяснили, что все композиции, звучащие на подземных этажах комплекса, должно оплачивать руководство «Охотного ряда», а за музыкальное оформление каждого бутика придется платить уже их хозяевам. «Мы пойдем в те магазины, которым ранее отправили разъяснительные письма, – проводит беглый инструктаж Анжелика Чичурко, инспектор РОУПИ. – Даю гарантию, что сейчас все будут сильно удивляться нашему появлению». «Не заплатить ли за воздух?» Инспекторы резво направляются к администраторам обувного магазина и просят предоставить документы, разрешающие публичное воспроизведение музыки. «На каком основании у вас в зале звучат эти мелодии?» – строго спрашивает г-жа Чичурко. «У нас все документы в порядке», – отвечает заготовленным штампом менеджер. «С какой организацией у вас заключено соглашение?» – продолжают интересоваться инспекторы. Этот вопрос вводит администратора в шок. Директор магазина «вне зоны доступа», а продавец, выполняющий обязанности местного «диджея», пытается доказать, что диск «легальный», так как подарен другом, который сам его и записал. «Все равно вы должны отчислять ему деньги за то, что крутите его музыку в общественном месте. Вот если бы вы слушали ее дома, тогда платить ничего не пришлось бы», – объясняют проверяющие. «Но это же его подарок. Почему я должен ему что-то отчислять?..» Инспекторы, выслушивая эти, как они говорят, стандартные отговорки, попутно заполняют «Уведомление». Самой страшной строчкой в нем является та, в которой указаны размеры штрафов за нарушение закона «Об авторском праве и смежных правах»: для юридических лиц – от 300 до 400 МРОТ, для должностных лиц – от 30 до 40 МРОТ, для граждан – от 15 до 20 МРОТ. Туда же включен призыв все же заключить соглашение с РОУПИ, чтобы ежемесячно платить определенную сумму и уже спокойно включать музыку. Администратор забирает «Уведомление», но расписываться о его получении наотрез отказывается. И, отойдя в сторонку, возмущенно вопрошает: «А не заплатить ли сразу и за воздух?» В соседнем магазинчике, где продают женскую и мужскую одежду, ситуация повторяется. После требований инспекторов о предъявлении соответствующих документов администраторы убегают за старшим менеджером. Появившись через 15 минут, менеджер говорит, что документы у магазина, скорее всего, есть, но где они лежат, знает только директор, которого сейчас нет на месте. «Вот эти два примера являются типичными, – объясняет «НИ» Анжелика Чичурко. – Несмотря на то, что в «Охотном ряду» с нами уже сотрудничают многие отделы с первого этажа, руководители магазинов с верхних этажей продолжают делать вид, что впервые слышат об отчислениях исполнителям». Штраф на рубль, а гонорар – на копейку Как показала практика, руководители домов отдыха, кинотеатров, ресторанов, магазинов даже если знают о существовании закона «Об авторском праве и смежных правах», предпочитают оттянуть момент заключения договора с Российским авторским обществом, с РОУПИ или Российской фонографической ассоциацией. Платить лишние деньги не хочется, тем более что всех пугает слишком большое количество организаций, которые берутся защищать права авторов, музыкантов и производителей фонограмм. И если РАО стоит особняком, то у РОУПИ и РФА функции одинаковые. Поэтому они не только вытрясают с неплательщиков деньги в пользу исполнителей и производителей фонограмм, но и воюют между собой, борясь и за авторов, и за «меломанов». Эти негосударственные организации существуют на проценты от сборов, идущих их клиентам, и в их интересах собирать как можно больше отчислений. Внутренние разборки конкурирующих сборщиков податей еще больше напрягают владельцев магазинов и увеселительных заведений – ведь им могут предъявить претензии то одна, то другая организация. К тому же европейские нормы, пересаженные на российскую почву, превращают конторы по защите авторских прав в дополнительное звено из цепочки пожарных, санитарных и прочих инспекторов, которые регулярно и зачастую не слишком корректно и не без корыстных целей «наезжают» на хозяев разнообразных заведений. Немудрено, что бизнесменов интересует вопрос, касающийся честности организаций, собирающих отчисления. Действительно ли деньги попадают исполнителям, а не оседают в карманах инспекторов? Юристы этих трех организаций дружно ответили «НИ», что ведут честную игру и регулярно перечисляют собранные средства большим и маленьким звездам. Но вот сами авторы и исполнители посетовали, что отчисления настолько крохотные, что усилия организаций кажутся им бесполезными. Как пояснил «НИ» директор регионального развития РФА Эрик Вальдес-Мартинес, все дела об отчислениях идут медленно, поскольку сегодня в России недостаточно судебной практики в области авторских прав. «На данном этапе мы если и обращаемся в суд, то только в регионах. А проигрывать в Москве или Питере не хотелось бы, так как эта информация может негативно отразиться на имидже РФА», – поясняет г-н Вальдес-Мартинес. А чтобы судьи побыстрее научились справляться с подобными вопросами, РФА предоставило им возможность немного «потренироваться». В Новосибирске и Казани сейчас идут тяжбы с местными радиостанциями, в Челябинске суд решает, что делать с местной дискотекой, а в Омске – с музыкальным магазином. Все обвиняемые были пойманы за то, что крутили музыку, но ни копейки не отчисляли ни исполнителям, ни производителям фонограмм. И только единственное дело с одной из омских радиостанцией РФА уже выиграла. Самое неприятное в том, что разборки всевозможных авторских обществ и ассоциаций с бизнесменами и между собой в конечном счете ударят по карману рядовых потребителей. Чем больше будет инспекций, тем выше будут цены в супермаркетах, парикмахерских и маршрутках. Мадонну, Стинга и даже группу «Дискотека Авария» наши общества, похоже, вряд ли озолотят, зато проблем на бытовом уровне прибавить смогут. Мелодии и риски зарубежной эстрады В Европе звучащая музыка может на треть увеличить прибыль торговца. Осознание этого факта заставляет подавляющее большинство европейских магазинов и ресторанов подходить к приобретению репертуара не менее серьезно, чем к оформлению своих интерьеров. Жульничество с нелегальным использованием музыкальных произведений встречается лишь изредка и в небольших заведениях. Остальные платят. Как рассказала «НИ» сотрудница пресс-службы союза композиторов Швеции «СТИМ» Маргите Юсберг, закон обязывает делать авторские отчисления всех пользователей музыкальных произведений. Универмаги и сети ресторанов обычно заключают со «СТИМом» индивидуальные договоры на использование музыки. «СТИМ» представляет не только шведских, но и зарубежных держателей авторских прав. Родственные организации в других западных странах, в свою очередь, заключают договоры от имени «СТИМа». Точно распределить доходы по авторам, участвующим в «солянках», которые гонят в магазинах, сетях общепита, на аэродромах и паромах невозможно. Применяется грубая схема, основанная на компьютерном анализе частоты звучания тех или иных произведений. В Швеции за этим следит Государственное радио. Алексей СМИРНОВ, Стокгольм Кто платит, тот заказывает «Ёлочку» По Великому Новгороду ходит легенда о том, как в канун новогодних праздников во дворец культуры «Акрон» пришли бравые молодцы и потребовали у руководства заплатить процент за использование на утренниках песенки «В лесу родилась елочка». Правда, как сообщает наш корреспондент Светлана РАССМЕХИНА, в последнее время веселья по этому поводу у руководителей местных питейных и увеселительных заведений заметно поубавилось. С 1 февраля в городе на Волхове появился специальный человек, в чьи обязанности входит следить за авторскими отчислениями от радиостанций, ресторанов и баров. «У меня много вопросов к этому агентству по авторским сборам, – сетует директор новгородской радиостанции «Старый порт» Александр Чекманов. – Например, на своем радио я ставлю песни новгородских авторов, которые с агентством не заключили договор о соблюдении своих авторских прав. Как агентство собирается им перечислять средства за использование их песен? Искать их будут, а потом отдадут два рубля за один раз поставленную в эфире песню?». А вот в Нижегородской области, как сообщает собкор «НИ» Сергей АНИСИМОВ, кампания по взысканию авторских отчислений за публичное использование музыки в самом разгаре. Если до владельцев маршрутных такси у проверяющих руки пока не доходят, то прокатчики фильмов уже плачут. За последний год суды Нижнего Новгорода обязали владельцев сети кинотеатров выплатить не менее 250 тыс. рублей авторам музыки к фильмам. Хотя предприниматели не уверены, правомочно ли Российское авторское общество (РАО) собирать деньги, и доходят ли они до авторов. Волго-Вятским филиалом РАО, который контролирует пять субъектов Федерации, были выиграны судебные иски к владельцам нижегородских кинотеатров «Октябрь», «Мир», «Сормовский» и «Электрон». В пользу авторов музыки к фильмам «Дневной дозор», «Ночной дозор», «Сволочи», «Первый после бога» взыскано более 250 тыс. рублей. Однако владельцы кинотеатров платить все равно отказываются. По словам директора Волго-Вятского филиала РАО Максима Королева, кинотеатры должны перечислять 3% от суммы валового сбора за прокат картины в пользу авторов музыки. И судебные споры идут преимущественно о сумме этого валового сбора. «К нам постоянно обращаются какие-то люди с просьбой «платить за музыку». Но неужели у одного композитора авторские права в Нижегородской области защищают десять различных организаций?» – задается риторическим вопросом директор одного из кинотеатров. В Петербурге же, рассказывает собкор «НИ» Наталья ШЕРГИНА, представители правоохранительных органов считают надуманной проблему запрета безлицензионного использования песен и музыки в питейно-развлекательных заведениях и общественном транспорте. Пресс-секретарь ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Вячеслав Степченко называет подобную постановку вопроса неправомочной: «Трансляция музыкальных произведений с лицензионных кассет или дисков не является нарушением авторских прав. Что же касается музыкантов, вживую исполняющих чужие песни или музыкальные композиции, то их действия могут быть оспорены в суде только самим правообладателем. Если вы попытаетесь подработать в ресторане и споете песню Аллы Пугачевой, то это уже проблема Пугачевой – пусть подает заявление. Если правообладатель пожаловался – меры принимаются, суд рассматривает. Если же ей все равно – пойте на здоровье!». Армен ГРИГОРЯН, лидер группы «Крематорий»: – Необходим механизм, который мог бы отслеживать все эти отчисления, но его нет и не будет. И в результате, когда у нас пытаются принять какие-то меры по борьбе, это превращается в маленькую пожарную контору. Еще хочу добавить, что считаю совершенно ненормальным, когда водителей маршрутных такси заставляют платить отчисления за то, что они слушают песни. Все это похоже на ненужную возню. Лично мне за это отчислять ничего не надо, потому что водитель и так уже купил диск, а если он слушает радио, то за песни и должно платить радио. Да пусть лучше эти организации займутся пиратством, чтобы в продаже были только лицензионные компакты. Иосиф ПРИГОЖИН, продюсер: – Безусловно, в авторском праве должен быть порядок. Потому что сегодня зарабатывают все, кроме артиста. Я думаю, что ежегодно потеря композиторов и исполнителей доходит до 10–12 млрд. долларов в год. И на мой взгляд, общества, которые занимаются сбором отчислений, не требуют огромные деньги. И поэтому я стою на их стороне. Но вот доходят ли собранные ими отчисления до артистов, это уже другой вопрос. Пусть будет одна монопольная сеть. Я думаю, что эти общества, которые устраивают рейды по магазинам и маршрутным такси, больше обогащают сами себя, чем исполнителей. Могу совершенно официально сказать, что певица Валерия за 15 лет получила исполнительские отчисления в размере всего лишь 30–50 тыс. рублей. Ну, как вы считаете, не смешно ли это? Новые Известия |