09.04.2007

Как бороться с пиратством 

Как бороться с пиратством Не секрет, что, например, 80% музыкальных компакт-дисков и 95% контента, продающихся через интернет, приходится на долю пиратов. Неудивительно, что ради сохранения своих прибылей легальные производители используют самые разные методы.


1. Фокус ФАИРа. В начале апреля процессинговая компания ChronoPay, предоставляющая услуги безналичного расчета 95% музыкальных магазинов Рунета, перестала обслуживать сайты mp3spy.ru, mediadome.ru, alltunes.com и другие. Все эти ресурсы входят в Российское общество по мультимедиа и цифровым сетям (РОМС). Тогда как на рынке существует альтернативная организация -- Федерация правообладателей по коллективному управлению авторскими правами (ФАИР). И именно она заявила, что все ее участники будут отчислять 50% своей прибыли правообладателям. Кроме того, ФАИР, в отличие от РОМС, отношения с которым ChronoPay разорвала, согласилась провести финансовый аудит. Благородная инициатива может стоить ChronoPay недополученного $1 млн в год. Но сами правообладатели жертву не оценили. Для них это похоже не на борьбу с пиратами, а на дележ рынка «между двумя пиратскими организациями» -- ФАИР и РОМС.

2. Зачистка улиц. Незадолго до этого свою лепту в борьбу с пиратами внесло российское правительство. В конце марта 2007 года оно запретило продавать диски с программным обеспечением и базами данных в палатках и на лотках, поскольку 90% ассортимента этих торговых точек составляет пиратская продукция. Впрочем, история свидетельствует, что инициатива вряд ли помешает нечистым на руку коммерсантам. Еще в 2004 году аналогичное постановление вышло применительно к носителям с музыкой и кино. Но с попустительства стражей порядка развалы с пиратскими DVD и mp3 до сих пор существуют у каждой станции метро.


3. Лазер против пирата. Компания Nemiroff с 2002 года защищает свою водку от подделок с помощью лазера. Потратив $1 млн, Nemiroff освоила технологию нанесения даты изготовления продукта на горлышко и колпачок бутылки таким образом, чтобы цифры располагались строго одна под другой. Компания не учла, что покупатели водки не привыкли выверять безукоризненную геометрию цифр. В 2007 году украинский производитель потратил еще $6,6 млн, оснастив оригинальные бутылки более зримым ориентиром -- колпачком-детектором, на котором после первого открытия бутылки появляется красное кольцо.

4. Кино в законе. В июне 2006 года киностудии «Мосфильм» и «Ленфильм» выиграли тянувшийся четыре года процесс против американской компании «Дом книги „Санкт-Петербург”». Она распространяла на территории США фильмы из золотой коллекции российских киностудий, не имея на это прав. Всего в деле фигурировали 383 кинокартины. По американским законам максимальная сумма компенсации может составить $19 млн. Но до сих пор она так и не определена: идет «процесс розыска имущества ответчика».

5. Игра на понижение. Производители компьютерных игр решили действовать более масштабно. Еще после кризиса 1998 года они снизили цены таким образом, что лицензионные диски оказались дороже пиратских в среднем в полтора раза. В итоге доля «левых» производителей сократилась вдвое. Компания «Акелла» решила распространить опыт на справочники, выпустив несколько дисков по $10–12 за штуку. Но в этом сегменте рынка глобальная ценовая революция не удалась: причина в большей трудоемкости продукта. Сегодня, например, в рознице лицензионный диск Kaspersky Internet Security 6.0 стоит 1950 руб., тогда как его пиратский аналог -- около 150 руб.



Секрет фирмы